Объективность выводов является целью любого научного исследования, но рассуждать о каких-то вопросах жизни только холодно-объективно невозможно. Например, трудно быть беспристрастным в том, что касается любви или безразличия к родному городу. И если у человека есть чувство малой Родины, то незачем его экзаменовать на соответствие выбранного им звания! Но все же если исходить из того, что местное самосознание не приобретается автоматически вместе с пропиской в паспорте, то избранная тема не покажется искусственно-полемической. А формирование местного самосознания, которое только и превращает город в дом, лицо, жизнь человека – сложнейшая политическая и культурная проблема. Хотелось бы предложить для обсуждения критерии местного самосознания, с помощью которых можно создать образ идеального вязьмича. 1.Необходимо несколько поколений предков, живущих на одном месте.
Да, это всего лишь первое условие! Так сложилась история России, что жизнь большинства семей не имеет вековых традиций, основанных на частной собственности, надежной кредитной истории, семейной чести… Без них уходит понимание того, что твоя жизнь, твои дела – это лишь одно звено в непрерывной цепи поколений. Разрыв этой животворящей связи ведет не только к забвению предков, но и обесценивает жизнь потомков. Родословная и обжитость места дают человеку чувство укорененности, твердую почву под ногами, порождают чувство малой Родины.
Несмотря на драматизм нашей истории, небольшая часть жителей имеет за своей спиной несколько поколений, для которых Вязьма – родной город. Но для большинства проблема культурного укоренения в вяземский мир является важной и сложной задачей.
2.Знание истории, «вкуса почвы» своей малой Родины.
Местное самосознание немыслимо без традиций, которые и есть форма существования культуры. Пустота в знаниях прошлого порождает пустоту в душах, когда ничего не жаль, ни за что не болит душа. Такое духовное состояние тесно связано с материальным. Поэтому нечего удивляться, когда мы видим неухоженность, вандализм, сталкиваемся с хамством, безответственностью…
Вязьма обладает историей, которая не позволит городу затеряться на историко-культурной карте России! Город и район замечательно могут быть вписаны в концепцию уникальной историко-культурной территории. Она предполагает не только сохранение памятников культуры, но и их активную жизнеспособность, сочетание с современной реальностью.
Уникальная историко-культурная территория может быть определена как особый целостный пространственный объект, где в традиционной природной и социально-культурной среде находятся природные и историко-культурные объекты исключительной ценности и значимости. Город и район характеризует сочетание уникальной исторической части, замечательные усадебные комплексы (прежде всего Хмелита), интересные архитектурные памятники (храм в честь иконы Божией матери «Одигитрии» Смоленской), замечательные природные угодья, действующий монастырь, интересные музеи (кроме краеведческого музея необходимо отметить уникальный музей С.А. Есенина, организованный П.Н. Пропаловым), поля великих сражений (Богородицкое поле), значимые по своей истории сельские поселения, важные для России дороги от Старой Смоленской до современной «М1», интересные и в значительной степени изученные археологические объекты.
3.Личные впечатления о природной среде, населенных пунктах родного края.
Вяземская земля обладает характерной красотой среднерусской равнины. Но очень часто жители плохо знают не только историю, но и внешний вид родного города и района. Многие ли смогут назвать хотя бы десять населенных пунктов района, в которых они побывали?..
4.Личное желание быть вязьмичем. Признание местных достоинств и недостатков.
Опросы современных школьников в Сафонове и Дорогобуже об их отношении к родному городу выявляют следующую тенденцию. Большинство опрошенных любит свой город (более 50-60%). Около 20-30% не смогли определиться с ответом. На вопрос «Гордитесь ли Вы своим городом?» количество положительных ответов снижается до 20-30%, а число затруднившихся с ответом возрастает до 30-40%. Еще более грустную картину дает ответ на вопрос «Связываете ли Вы свою дальнейшую жизнь с родным городом?» Около 50-60% затруднилось с точным ответом на этот вопрос. Твердое «Да» называли менее 10% опрошенных… Близость Вязьмы к Москве этой проблеме придает дополнительную остроту. Среди жителей города довольно часто встречается представление о Вязьме как о дальнем Подмосковье…
5.Местная символика.
Есть многовековая традиция считать, что без своей символики любое территориальное образование не может считать себя состоявшимся. У новой России в этом вопросе сложилась странная ситуация. Возвращен романовский герб, от Временного правительства унаследован государственный флаг, добавлен советский гимн с третьей редакцией текста… Не менее сложно обстоят дела с символикой многих территорий, учреждений государства.
Герб Вязьмы, повторяя герб Смоленской губернии, отражает ее высокий статус на Смоленской земле. Но хотелось бы высказать пожелание, чтобы активнее пропагандировались такие, известные всей стране культурно-исторические ценности, как вяземский пряник, Хмелита, известные деятели русской культуры. Вероятно, было бы целесообразно учредить премии в честь известных земляков, подумать о возвращении городским улицам их исторических названий.
6.Местная мифология: персонифицированная и общего характера.
Разнообразный мир вяземской истории создает очень интересную и даже эпическую картину жизни. При этом, иногда, граница между реальной историей и ее мифологизацией становится прозрачной. Точнее, это происходит всегда. И в этом нет ничего страшного, если при этом можно определить истину. Стихийно возникшие, мифологические представления о жизни имеют право на существование. Некоторые из них формируют эмоциональный образ города, становятся важной частью его души. Например, народные названия магазинов – «Радуга», «Сирень», «Восход»; местности «Дворянское гнездо»; мифа о подземном ходе от мужского монастыря к женскому под речкой Вязьма.
7.Сочетание личного ритма жизни с местным ритмом жизни.
Трасса М1 и железная дорога – исторические козыри Вязьмы. Они играли и играют важнейшую роль для развития города и района. Это ресурс, предполагающий возможность бесконечного возрастания. Но не следует считать капитал самоцелью! Он должен быть средством. Не хотелось бы, чтобы преодоление провинциализма в социально-экономической и культурной сферах сопровождалось унификацией, потерей своеобразия местной жизни.
Глобализм – объективное явление, но субъективное стремление к самодостаточности должно уравновешивать его, порой, чрезмерную универсальность. Темп пешеходов в городе за последние десять лет ускорился, количество машин выросло. Пройти за пол часа пешком от вокзала до центра для довольно большого числа горожан становится подвигом. Возможно, что эти тенденции навсегда. Но хотелось бы, чтобы город сохранял неспешный, провинциальный ритм жизни; чтобы лица прохожих были спокойными, неокаменевшими от вечной спешки; чтобы побольше было не машин, а велосипедов; чтобы было разнообразие деревьев и цветов…
8.Местный стиль жизни, характер, юмор, привычные манеры общения.
Это условие является продолжением предыдущего. Оно предполагает вместо провинциальной закомплексованности комплекс местной самобытности! Ее трудно приобрести, ее не просто и сохранить.
9.Гармоничное сочетание культурной, экономической, архитектурной, эмоциональной, а в современных условиях еще и виртуальной среды города.
Сохранение исторических традиций, создание гармоничной городской среды, неповторимого образа города в реальном и виртуальном пространстве – стратегическая задача и властей, и общественности.
Материальное освоение пространства города во многом состоялось. Пришло время для развития гармоничной городской среды. Несмотря на многочисленные войны и разрушения в Вязьме сохранился интересный комплекс старой архитектуры. Появляются новые административные и частные здания, имеющие свою индивидуальность. Важную роль в формировании городской среды начинает играть пригород. Его дома, несомненно, украшают облик города. Частный дом – это продолжение человека во времени и пространстве. Это одно из важнейших направлений развития города. Вязьма имеет потенциал для развития всех компонентов современной городской культуры. Вероятно, необходимо разработать программу комплексного развития города и объединить усилия властей и общественности для ее воплощения в жизнь.
10.Способность к гармоничному сочетанию местных, региональных, государственных, мировых ценностей.
Возможно, что самой главной проблемой для современной России является необходимость научиться находить гармоничное сочетание государственных, региональных и местных ценностей; уравновешивание «вертикали власти» сверху самодостаточностью личности и местной власти снизу; сочетание открытости мировой культуре и сохранение самобытности своей национальной. Но решение всех этих проблем должно начинаться с формирования местного самосознания, вяземской ментальности. Местный патриотизм необходимое условие для развития и процветания города, основа для формирования общего культурного пространства Вяземский земли.