(Из книги Валерии Андреевны Антипцевой «История одного рода» (С.90-92)
Владимир Александрович Зыков родился 25 (крещен 29) мая 1887 года в семье священника Александра Михайловича Зыкова и его жены Надежды Афанасьевны. Это известно из документов Смоленской духовной консистории, что в метрических книгах села Песочни Сычёвского уезда зарегистрировано рождение, запись №15. Восприемники при крещении благочинный священник села Ильинское Яков Дмитриевич Брянцев и города Белый Николаевской церкви священника Д. Грибоедова жена Ольга Кирилловна Грибоедова (в девичестве Суханова).
Владимир Александрович Зыков закончил Вяземское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию, Варшавский университет. Работал учителем на Украине, в Умани. Там же им написана книга «История города Умани», которая была в нашей семье. Там же, в Умани вышла брошюра «Венок на могилу друга», посвященная памяти Михаила Тихоновича Соколова (1888-1915). Это муж его сестры Марии Александровны Зыковой-Соколовой. Вместе с Михаилом Тихоновичем Владимир учился в семинарии.
Из Умани Владимир Александрович Зыков переезжает в Вязьму, где, по сведениям, он был начальником народного образования в 20-е годы. В 1920 году он устроил племянника Леонида Вишнева, а в 1921 – Диму Вишнева в профессионально-техническую школу им. «Парижской Коммуны», которую они вместе окончили в 1924 году, получив аттестат слесарей (справка 15.01.1924г. №45), Это из воспоминаний Дмитрия Петровича Вишнева.
В 1920 – начале 1923г. Владимир Александрович Зыков был заведующим Народного музея г. Вязьмы. Об этом свидетельствует акт от 25 марта 1922 года об изъятии церковных ценностей. Было изъято из Введенской церкви Евангелие 1834 года в серебряной обложке, а из Нового Села – серебряный крест. Постановили: передать в Народный музей.
11 апреля 1922 года зав. Народным музеем и представитель УИНкома обратились в комиссию по перевешиванию ценностей, изъятых из церквей. Был составлен акт, что Евангелие рассмотрено и передано в музей.
А 3 мая 1922 года Евангелие из музея изъято и сдано в УФинотдел (наверное, на металлолом).
Умер В.А. зыков в 1924 году от болезни почек. С трудом отыскала его фотографию, сохранилось два рисунка по фотографиям в альбоме Дмитрия Петровича Вишнева. Не был женат. Неизвестно, где похоронен. Им был написан нижеприведенный некролог в Смоленских Епархиальных Ведомостях об отце.
Некролог
19 июня с.г. в 4 ч. 20 мин. пополудни тихо скончался на 64 году жизни настоятель Богоявленской г. Вязьмы, церкви прот. Александр Михайлович Зыков.
Почивший был сын священника села Рохлино Бельского уезда. В ранних годах он лишился родителей, воспитывался у своего бедного и многосемейного родственника, священника с. Воронцово Гжат у. Аполлония Зыкова. Первоначально образование получил в Воронцовском одноклассном училище, а дальнейшее – в Вяземском духовном училище и, наконец, в Смоленской духовной семинарии. Много приятных минут и светлых переживаний порождали в душе почившего воспоминания о семинарии, особенно о последних годах в ней. Любимым предметом его было Догматическое богословие, которым он особенно интересовался и при всяком случае любил поговорить на богословскую тему. По окончании курса в Смол. дух. семинарии в 1875 году почивший состоял учителем и законоучителем одноклассного Воронцовского училища. Его учительская деятельность, засвидельствованная вниманием к нему начальства, находила благодарный отклик в душе его питомцев: уже будучи священником, он нередко получал письма от своих бывших учеников с выражением любви и благодарности за науку и обращениями за необходимыми в их жизни советами… Рукоположенный в сан священника в 1879 году к церкви села Песочни Сычевского уезда, он отдал все свои лучшие молодые силы на благоустройство храма и нравственное воспитание прихода. Небольшой деревянный храм, холодный, с деревянной крышей покосившейся колокольней, разваленными рамами и потемневшими иконами, благодаря его заботам и стараниям, получил вполне благопристойный вид. Деревянная крыша была заменена железной, колокольня перестроена заново, внутри храм был расписан масляными красками, иконы обновлены, иконостас позолочен, деревянная ограда кругом храма была заменена каменной. Все это требовало больших хлопот, напряженной деятельности и умения влиять на сердца прихожан. В Песочинском приходе неоднократно были попытки пришельцев со стороны завести штунду, хлыстовщину и другие секты, но покойный бодро и смело всегда боролся с лжеучителями и прерывал в корне их учение. В мыслях, чувствах, интимной жизни, во всем внешнем его складе светилась религиозная христианская нравственность, располагающая к себе души пасомых. Их духовные нужды он удовлетворял по первому зову. Истовое богослужение в храме, преподавание закона Божия в школе и собеседования с пасомыми, временно и безвременно, по св. Павлу, снискали к нему любовь и глубокое уважение.
Как один из деятельных и аккуратных священников в 1-м Сычевском благочинном округе, он в 1894 году назначен епископом Гурием-Благочинным. Не по сердцу была ему административная деятельность. Его боголюбивая и спокойная натура искала душевного равновесия. Он опасался, что заботы по благочинию оторвут его от прихода. Он просил об освобождении его от почетной должности. Просьба не была принята епархиальным начальством, и он с кротостью в душе согласился на ответственный пост. Разумная и плодотворная деятельность, растворенная братской любовью к сослуживцам и примирением враждующих, делали почившего приятным для каждого села, где ему приходилось бывать по долгу службы. Так шли годы. Приближалась пора учить детей. Удаленное расстояние от ж/д, а также отсутствие необходимых средств для содержания детей побудили почившего переехать в г. Вязьму, где он прослужил 17 лет.
Невыразимо тяжка была его разлука с Песочинскими прихожанами, и долго они не могли примириться с уходом от них любимого и уважаемого всеми батюшки. Да и он не смог бы с ними расстаться, если бы не особые жизненные обстоятельства, по промыслу Божию ведущие человека через скорбь к радости. В Вязьме при Богоявленской церкви потребовались от почившего новые заботы для упорядочения приходской жизни и обновления храма. При нем за короткий срок был отремонтирован заново храм (снаружи и внутри), устроено амосовское отопление и устроен придел в честь преподобного Тихона Калуж. Чудотв. Его трудами была основана и приходская школа при храме, а в деревне (приход) Бозне школа грамоты была преобразована в церковно-приходскую. Бозненская школа являлась его родным детищем, над которым ему особенно много пришлось потрудиться. Заботы, связанные с организацией этой школы, вызвали много неприятностей, накопили в его организме излишнюю нервность, что и послужило развитием рокового недуга.
Во время своего служения в Вязьме он нес еще много общественных обязанностей: состоял законоучителем двухклассного женского училища при приюте им. Долгорукова, был сначала членом Ревизионного Комитета по Вяземскому свечному складу, а потом и председателем по Вяземскому Миссионерскому комитету, председателем Ревизионного Комитета по Вяземскому духовному училищу и др. Многополезная деятельность почившего ценилась высшим начальством.
И он имел все награды, кончая орденом Св. Анны I степени.
Все дети, которым он дал хорошее и правильное воспитание и хорошее образование, скажут ему свое сердечное спасибо, как отцу, авторитет и любовь которого были для них дорогими и священными.
Последние вздохи отца отозвались в их сердцах, и лишь спокойное, одухотворенное неземной улыбкой лицо умирающего утешило окружающих.
Степень его душевной настроенности лучше всего определялась его оптимистическим отношением к смерти…
Смотря на него умирающего, невольно, вселялась в сознание мысль, что действительно для него смерть была приобретением.
Со дня смерти почившего и до самого выноса тела в храм совершались на дому почти беспрерывно панихиды местным градским духовенством. В день погребения по окончании поздней литургии, пред чином отпевания тела почившего, было произнесено слово протоиереем г. Смоленска, Н.Н. Соколовым, затем пред отпеванием сказал задушевную речь прот.св. Духовск. Церкви о. I.Д. Чаусов, и в конце отпевания произнес с чувством искреннего соболезнования священник св. Троицкой церкви Василий Аполлонович Зыков. При опускании гроба в могилу снова было сказано слово прот. о. I.Д. Чаусовым.
Мир праху твоему, дорогой отец и незабвенный пастырь!
До конца дней наших ты будешь в нашей памяти таким, каким ты был среди нас Владимир Зыков.
Антипцева, В. А. История одного рода / В.А. Антипцева. – изд. 3-е, исправ. и доп. – Вязьма, 2016. – 428 с. : ил.