С.Ф. Шарапов – убежденный славянофил, патриот своей Родины, готовый все сделать для ее блага. Он старался послужить славянофильскому лагерю «в качестве практического работника». В родовом имении Сосновка Вяземского уезда Смоленской губернии Шарапов претворял в жизнь сельскохозяйственные идеи А.Н.Энгельгардта, основал мастерскую по изготовлению конных плугов, занимавших первые места на выставках и показательных пахотах. Они были дешевы для своего времени, удобны и просты в изготовлении. Не случайно Смоленское Губерн¬ское Земское собрание в 1880 го¬ду предложило Сергею Федоро¬вичу расширить работы по совер¬шенствованию конных плугов. Вы¬ставляя плуги на различных выстав¬ках, С. Ф. Шарапов приобрел ши¬рокую известность, начиная от простых крестьян и заканчивая импе¬раторами России Александром III и Николаем II, посещавшими эти выставки. В результате его поездки по изучению русских хозяйств в 1893 году появилась книга, которую Сергей Федорович назвал «А.Н. Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки». Один из экземпляров этого издания находится в редком фонде Смоленской областной универсальной библиотеки.
С 1900 по 1903 гг публицистические статьи Шарапова выходили отдельными сборниками: «Мирные речи», «Старое и новое», «Сугробы», «Оттепель» и др. – всего около 30 сборников, составивших 10 томов его сочинений.
В 1907-1908 гг стал выходить в печать журнал «Свидетель», личный орган С. Шарапова. В нем отражены споры публицистов, четко видны их позиции. Во втором источнике, сохранившемся в редком фонде Смоленской библиотеки, экземпляре журнала «Свидетель» №16-17 за октябрь-ноябрь 1908 года представлены статьи, письма автору от публицистов того периода, а также ответы автора на эти письма. Интересным является письмо В.Н. Снежкова к Шарапову, в котором он доказывает необходимость следования России по западному пути. В ответ Снежкову Шарапов пишет: «Россия не «для Русских», а Россия со всеми русскими – для осуществления Божественной любви к грешному человечеству в пределах исторического существования нашей Родины. Вот ее миссия» (2, с. 11). С.Ф.Шарапов глубоко убежден в своей правоте. Он считает, что русская культура и история самобытны, в русском обществе царит дух самобытности, построенной на нравственных началах. Ни в коем случае не принимает публицист западничества. «Немец, - говорит он, - исторический насильник, Германия – есть колонизатор» (2, с. 12). Также выступает он против политики обрусения: «Мне ненавистна политика обрусения не только потому, что она основана на насилии и чисто полицейском единообразии, но и потому что она непрактична до глупости и приносит результаты как раз противоположно ожиданиям. Инородцы, не знающие по-русски, для нас совершенно безвредны. Инородцы, изучившие русский язык добровольно, как ключ в русское образованное общество, в русскую культуру, науку, торговлю, наконец – наши преданнейшие друзья. И те же, кто проведен через нашу школу насильственно – наши враги и опаснейшие ненавистники России» (2, с. 12). В своем ответе Снежкову Шарапов неразрывно связывает аргументы с религией: «Что для русского человека всего святее и дороже?... Его Бог, его Церковь, его Вера. Кто русскому человеку всего ближе по духу, а следовательно и во всех других отношениях, ибо никакие материальные интересы не заступят у Русского человека его душевных стремлений? Ответ не труден: тот, кто нам всего ближе по вере» (2, с.13).
Деятельность и взгляды Шарапова имеют различные оценки. Он был неравнодушен к судьбе России, к ее настоящему и будущему: «Я пламенно верю, что как бы мы низко не упали, до какой бы нищеты материальной и духовной не дошли, Россия таит в себе все нужные силы для возрождения, счастья, величия» (2, с.13).
Список литературы
1. Алексеенок А. С.Ф. Шарапов – пророк в своем отечестве.// Вяземский вестник. –1999.- 13 апреля.
2. Свидетель. - Москва, Т-во Типо – Литографии И.М. Машистова Б. Садовая, соб. д.- 1908 - №№16-17.
3. Свирская Е.В. Из истории славянофильской мысли последнего десятилетия XIX века: В.В. Розанов и С.Ф. Шарапов. // Социальные трансформации (Выпуск 7): Материалы коллоквиума «Социальные трансформации: религиозное сознание в условиях либерально-демократических преобразований».- Смоленск: СГПУ, 2004.-180 с.
4. Смоленская область. Энциклопедия персоналии. – Т.1 – Смоленск: СГПУ,2001. -303с.
5. Шарапов С.Ф. «А.Н. Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки» С.-Пет. Издание М.М. Ледерле и Ко, 1893, 62 с.
6. Шарапов С.Ф. Сочинения. Кн. 1, 1892.
7. Энциклопедический словарь, составленный Брокгаузом и Эфроном. – Т.77 Чугуев-Шен – Ярославль: «Терра», 1993, - 480 с.