Сбиваться на тон морализаторских оценок и окриков на кривое течение жизни не правильно, да и бесполезно. Основная мысль, на которую хотелось бы обратить внимание, звучит просто и банально: культура человека – это малая величина, которая существенно определяет созидание или разрушение культурного слоя жизни!
Обращение к историческому опыту просто так следует считать разновидностью мартышкиного труда. Еще хуже явление, которое можно назвать исторической близорукостью. Желание жить только сегодняшним днем приводит к утрате реального восприятия жизни во всех временных измерениях и мешает дожить до завтра. А из-за этого происходит мифологизация не только прошлого, но и сейчасности повседневной жизни! Понятие «культурная почва», с помощью которого давайте попробуем понять судьбу нашего Наследия, редкий пример удачной тавтологии. Напомним, что «культура» происходит от латинского cultura – возделывание, воспитание, почитание. Таким образом, почва и культура с самого начала представляли естественный симбиоз материальных и духовных ценностей! Разрушение их таинственной дополнительности приводит к эрозии культурной почвы и дегуманизации жизни! Следует отметить сакральный характер восприятия земли у народов аграрной культуры. Понятие «земля» у славян напоминает имя богини земли в Малой Азии – Селены. А женский род этого понятия, вероятнее всего, уходит корнями в эпоху матриархата!
Интересно отметить, что В.В. Докучаев, основатель фундаментального генетического почвоведения для своих исследований применял метод, который мы в современной науке называем системным подходом. И свою работу соотносил с потребностями развития России. Хотя не без горечи отмечал: «Несмотря на естественные богатства России мы поразительно бедны, и главной причиной этой бедности являются: а) незнание естественных сил России и б) неумение ими пользоваться».
Успехи Докучаева явились следствием предыдущего этапа развития науки в России, богатой культурной почвы! Наверное, мы не в полной мере понимаем тот потенциал, который был накоплен в России на рубеже XIX-XX вв. и стал основой для «русского чуда», которое оказалось перечеркнуто чудовищными событиями советской истории. Но если, например, проследить успехи советской науки в дальнейшем, то очень часто это связано с этим периодом, с той культурной почвой, которая возникла в России! И это не смотря на то, что эффективность индивидуальных проявлений подавлялась идеологическими аффектами, которые сопровождались насилием, агрессией, кровью…
Судьба Батищева, в которое когда-то вели все дороги аграрной России, драматична. И обращение к его истории, к сожалению, вызывает ощущение участия в похоронной церемонии! Понятие «культурная почва» в отношении этого великого сельского поселения сейчас кажется разновидностью софизма наподобие классического «Я – лжец!» Невольно задумываешься о том, что написал бы А.Н. Энгельгардт в очередном письме из деревни сейчас!..
Батищево известно с 1627 года. Но историческое бессмертие этого сельского поселения связано с именем выдающегося ученого-химика, публициста, практика и теоретика культурного земледелия Александра Николаевича Энгельгардта. В начале 1871 г. за сочувствие к студенческим выступлениям профессор химии и декан химического факультета Петербургского земледельческого института А.Н.Энгельгардт был сослан в свое имение Батищево (тогда Дорогобужского уезда) под надзор полиции. Свое вынужденное пребывание в небольшом запущенном имении опальный ученый превратил в ряд ярких хозяйственных, научных и социальных экспериментов.
Направляя все свои интеллектуальные усилия, знания и опыт на решение вроде бы частных хозяйственных задач, Энгельгардт пытался разрешить глобальную проблему интенсификации сельского хозяйства пореформенной России. Благодаря его усилиям Батищево превратилось в одно из первых образцовых хозяйств на Смоленщине, построенных на рыночной основе. А.Н. Энгельгардт в числе первых внедрял на Смоленщине товарное льноводство и был его самым активным пропагандистом. Другим выдающимся хозяйственным и научным достижением А.Н. Энгельгардта стало активное использование в земледелии минеральных удобрений. Он по праву считается первым ученым-практиком в России, проведшим большие полевые исследования влияния фосфоритов на урожайность сельскохозяйственных культур.
Благодаря выдающимся усилиям А.Н. Энгельгардта, Батищево превратилось в известную по всей России опытную научную сельскохозяйственную станцию, которая после его смерти получила государственный статус и имя своего основателя. Вплоть до Великой Отечественной войны Энгельгардтовская опытная станция в Батищеве была крупнейшим научным учреждением нашей страны в аграрной сфере.
Велик вклад А.Н. Энгельгардта в отечественную культуру и как оригинального мыслителя, публициста, исследователя и бытописателя народной жизни. Благодаря письмам «Из деревни» А.Н. Энгельгардта читающая Россия открыла для себя мир русского крестьянина. Другого сопоставимого с его великой книгой рассказа о реальной русской деревне просто нет!
Для изучения его опыта и собственных исследований в Батищево приезжали В.В. Докучаев, П.А. Костычев, В.И. Вернадский и многие другие выдающиеся деятели русской науки и культуры. В 1888 году Докучаев подготовил работу «Геологическое строение и почвы имения А.Н. Энгельгардта Батищево, Дорогобужского у., Смоленской губ». Названные ученые не только выразили потребности своего времени, но и опередили его.
Для современного сознания может показаться странным, что только лишь в 1935 году понятие “экосистема” было введено английским ботаником А. Тенсли… Пережив потрясения Второй мировой войны, человечество осознало, что его производственная деятельность начинает приходить в противоречие с жизнью природы. Возникла серьезная угроза глобального экологического кризиса. Исследователи отмечают ускоряющийся процесс эрозии и деградации почвенного покрова Земли, получившего название «Тихого кризиса планеты». Происходит превращение плодородных земель в антропогенные пустыни и непригодные для земледелия пространства – так называемые бедленды (дурные земли). Ежегодно из сельскохозяйственного использования выбывает около 8 млн. гектар почв за счет отчуждения их на другие сельскохозяйственные нужды и около 7 млн. гектар в результате различных процессов деградации почв…
После смерти Энгельгардта министерство сельского хозяйства купило его имение и организовало в нем в 1894 году сельскохозяйственную опытную станцию. В советское время на ее базе была создана Западная областная опытная станция полеводства, которая после Великой Отечественной войны была восстановлена на новом месте – в поселке Шокино Кардымовского района. В настоящее время она расположена в поселке Стодолище Починковского района.
Само Батищево сейчас входит в состав Николо-Погореловского поселения Сафоновского района. В нем проживает около 20 человек. Еще в начале 1990-х гг. было две фермы, большой зерноток, мельница, водонапорная башня, магазин. Но организация производства в нем была хозяйству «Батищевское» (центр его в Николо-Погорелом) не выгодна. После прекращения производства все хозпостройки разобрали и растащили…
Совхоз «Батищевский» отказался от батищевских земель, чтобы зря не платить налоги за них. Сейчас они очень быстро зарастают бурьяном, кустарником, березками. Скоро там можно будет собирать грибы!.. Эти земли на данный момент входят в Фонд перераспределения. Наверное, следует попробовать привлечь внимание к этой земле инвесторов, которых может заинтересовать сочетание капитала и культуры.
К жителям-пенсионерам у которых с Батищевым связана вся жизнь один раз в неделю по средам приезжает автолавка. На летнее время в деревню приезжает несколько семей дачников из Сафонова. Посреди деревни, там, где стояла станция им. Энгельгардта есть в траве остатки ее фундамента. В траве стоит камень, напоминающий о том, что здесь была научная станция. На камне фамилия Энгельгардта написана с ошибкой, без буквы «т»…
Анализ выращенных на батищевской почве писем «Из деревни» хоть и стал фактом культуры, но явно недостаточен! Идеализация человека и какого-либо явления всегда превращается в идолизацию! Хватает авторов стаек-статей интеллектуальных синиц с заранее заданными ответами. Сочиняется идеальный образ русского крестьянина, который без всякой книжной премудрости живет в гармонии с природой и людьми, да еще и любого научит уму-разуму!.. А в это время эмоциональный журавль трудов А.Н. Энгельгардта, пытавшегося понять общую картину крестьянской жизни, оставаясь при этом честным и деятельным, улетает за пределы разума! Его эвристические эмоции и сегодня противостоят примитивному отношению к сложному, защищают чувство Родины от инфляции! Но, увы, имя А.Н. Энгельгардта не гарантирует защиту Батищева и научной станции его имени. Возможно, что название деревни Батищево происходит от прозвища Батя. И тогда нынешний образ нашего Отечества, земли отцов, вызывает тревогу…

Литература.
1.Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887. СПб. 1999.
2.Шорин Ю.Н. Культурные традиции Сафоновской земли: от прошлого к современности.// Суткинская волость Дорогобужского уезда. С. 37-147.
3.Тихонова А.В. Культурные традиции Сафоновской земли: от прошлого к современности.// Батищево в судьбе А.Н. Энгельгардта и его семьи. С. 25-37.
4.Сайт Центрального музея почвоведения имени В.В. Докучаева. www.soilmuseum.narod.ru