В центре города Вязьмы на территории городского сада, где сейчас танц-площадка, в старину располагался девичий Ильинский монастырь.

Когда был он основан на этом месте ни чего не известно. В ведомостях, учиненных в Вяземском духовном правлении в 1774 году о церквях города Вязьмы, сказано, что все документы «утрачены в литовское разоренье». 2.

Первые упоминается об обители в писцовых книгах составленных в 1627 году князем И.Ф. Волконским. В них сказано «В большом остроге монастырь девичий а в монастыре церковь ружная (построенная на деньги из государевой казны Ф.О.) Святого пророка Илии, деревянная клецки (рубленный сруб покрытый высокой двухскатной крышей и завершающий куполом на шейке. Ф.О.) да в той же церкви придел Святой Великомученицы Екатерины, а в церкви Илии Пророка Божье милосердье, образ местный Св. Пророка Илии на золоте в киоте здеяньемъ, (с житием пророка Илии. Ф.О.) а у того образа прикладу мирских людей, три цаты серебрены позолочены басменые, да серебрен копеек позолочены, да в том же киоте образ Николая Чудотворца на золоте, Образ местный Пречистой Богородица Одигитрии на золоте; - двери Царские, и сень и столбсы на золоте; де Иисус поясной на празелени, да во Олтаре Образ Пречистые Богородицы: запрестольная на золоте. Да книги Евангелие напрестольное в десть письменое обложено бархателью, (бархатом Ф.О.) Евангелисты медные. Сосуды церковные деревянные, ризы и стихарь полотняные. В том же монастыре церковь усекновения Главы Св. и Славного Пророка и Притечи и Крестителя Господня Иоанна – деревянная клецки, а у церкви Илии Пророка колокольница рубленая, а на ней четыре колокола не велики, и в том монастыре в церквах всякое церковное строения образы и книги и риза и колокола мирских людей приходских. Да в монастыре ворота Святые, а на воротах де Иисус на краске, да в монастыре же восемь келий, а в них десять стариц а Игуменьи в монастыре нет, а у церкви служит Поп Алексей Петров, а по сыску и по сказанию поповского старосты Кузмодемянского попа Григорья Григорьева, и посадских приходских Попов и дьяконов, Государева жалованья годовые руги в тот монастырь идет Игуменье с сестрами на год сорок восемь рублевь денег и за хлеб, да Попу на год три рубля денег, да хлеба 11-ть четвертей с полосминою ржи да четверть с полосминою овса, - да к той же монастырю идет на свечи на воск по 13-т алтын по две деньги на год. А в том монастыре церковная ограда заметом (за местом), а где кельи ставленые до разорения Государевыми деньгами, а после разоренья в тот монастырь и церквам Государева жалованья на строение не дано. А по чему в тот монастырь идет Государева жалованье денежная и хлебная руги, а Государевой казной Грамоты не имеют, а сказали дают де им Государево жалование денежное и хлебную ругу против раннего как они имали (имели Ф.О.) до разорения, а в прежних писцовых книгах Василия Волынскаго написано Государево жалованья руги тожъ.»  19
Из этих сведений видно что монастырь уже существовал до литовского разорения 1606-1612 годов. Во время литовского разорения монастырь сильно пострадал, до этого все строения и утварь было Государево, после разорения церковь Иоанна Предтечего и кельи и утварь приходских людей, церковь Илии осталась Государева. На восстановления монастыря от Государственной казны денег не было выделено.
В писцовых книгах города Вязьмы 1646 года, «в монастыре уже было 2 кельи строенные на Государевы деньги, и 15 кельей поставлены того же монастыря вкладчицы, а в кельях игуменья Анисья Лошакова да 16 стариц, а Государева жалованья годовые руги в тот монастырь игуменье сестрам на год денег и за хлеб деньгами по 48 рублей да попу на год по 3 рубля, да хлеба по 11 четвертей сполуасминою ржи, овса тоже, да на свечи по 13 алтын по 2 деньги, а ныне де в тот монастырь идет Государева жалованья игуменье сестрам на год денежные руги вполы их окладу по 24 рубля по 25 алтын, да двум попам полтора рубля денег, да хлеба по 6 четверика без 3 четвериков ржи, овса тоже, да к той же церкви на свечи и на воск 6 алтын 4 деньги, а дают им Государева жалованья денежную ругу игуменье сестрам и попам по Государевым грамотам из посольского приказу из Вяземских из таможенных доходов, а хлеб попам дают по Государевым же грамотам в вяземском уезде в государевых в дворцовых селах. А около монастыря ограда заметь в столбы (ограждена частоколом) за оградою дворы попа Максима да попа Терентия, в длину двора 20 с. а поперек 9 саж. владеет поданной 146 года или  1638 года.» В 1646 году в монастыре прихожан было 3 двора2 а людей в них 2 человека мужчин: 1 калачник, 1 кормится черною работою, кроме того в одном из трех дворов 3 малолетних по 5 лет и один году кормятся работою. 3.
В 1655 году Ильинский девичий монастырь с церквями Святого Пророка Илии и усекновения Главы Иоанна Предтечи включен в расписание крестных ходов на светлой седмице, учрежденных Патриархом Никоном в память пребывания в Вязьме царской семьи.
В 1739 году монашествующих в обители было 45 человек. 8
По преданию между женским монастырем (подразумевается Ильинский а не Аркадивский монастырь) и мужским Иоанна Предтечем монастырем был прокопан поземный ход, монахи начали рыть и бросили а монашки прорыли до конца, большую часть.
До 1755 года Ильинскому девичьиму монастырю принадлежали в Волостном стане Вяземского уезда 9. (сейчас это место принадлежит Михалевскому сельскому округу Угранского района Смоленской области) 1 пустоши Пруды и Горки на речке Колдовне (или Колдоменке). 17 Когда они стали принадлежать монастырю не известно но в 1595 году сельцо Пруды и деревня Горки на речке Колдоменке принадлежали Григорию Савельевым сыном Малыгина 13. Правительствующий Сенат определил в 1732 году пустоши те у монастыря отнять и отдать оные капитану Ивану Васильевичу Волкову за то, что монастырь придерживал в своих стенах беглых крестьян Волкова несколько лет, о чем Волков и входил с жалобою куда следует. Монастырь очень много потерял с этими двумя пустошами, в этих пустошах «четвертной пашни было 232 четверти; лугов было на 150 копен сена; строевого лесу 2 десятины.» 17
При введении в России «Духовных штатов» в 1764 году монастырь ос-тавлен на собственном содержании. В 1774 году дьяконом монастыря Иоанном Алексеевым составлена опись для Смоленской духовной консистории. В этой описи указано, что обитель, стоявшая внутри городской крепости, на территории «Нижнего города» имеет каменный одноглавый храм во имя иконы Казанской Божией Матери, который покрыт тесом, с двумя приделами: во имя Пророка Илии и Иоанна Предтечи. Рядом с ним с запада стояла каменная колокольня на ней железные позолочены кресты. Сведений о её строительстве нет, но можно предположить, что она была построена в начале ХVIII  Икона Казанской Б.М. века, когда в городе велось интенсивное   строительство
каменных храмов. Здесь же стоял каменный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с позолоченными  крестами,18. церковь была покрыта дубовой чешуей и окрашена красной краской, трапезная покрыта тесом под гвоздь, построенный на месте  деревянной церкви во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, во второй половине ХVIII века, одноэтажный сестринский корпус имел 21 келью; других строений не было. Для выращивания овощей имелись два огорода, монастырь был обнесен каменной оградой длиной 149 сажень (312,9 метра), покрытой тесом. 16
На плане: 1) Спасская угловая крепостная каменная башня.
2) Проезд на месте разобранных Духовских каменных ворот.
3) Калужская угловая каменная башня.
4) Ильинская угловая каменная башня.
5) Смоленские каменные ворота.
6) Фроловские деревянные ворота.
7) Троицкий каменный собор.
8) Церковь каменная Всемилостивого Спаса с приделом Св. Аркадия.
9) Городское правление каменное.
10) Дом присудственных мест каменный.
11)  Церковь каменная Святого духа.
12) Девичий Ильинский монастырь со церквями каменными:
13) Сретения Господня, 14) Казанской Божией Матери с приделами: Усекнове-ния честные главы Иоанна Предтеча и Пророка Ильи.
15) Духовное правление каменное.
16) Церковь каменная Афанасия Александрийского.
17) Церковь каменная Рождества Пресвятой Богородицы.
Монастырем управляли игуменьи:
Стефанида…………………………………1646-1653.
Елизавета………………………19 ноября 1655-1667.
Капитолина (строительница)……………..1668-1671.
Пелагея……………………………………..1679-1677.
Домникия…………………………………..1683-1688.
Евдокия……...……………………. ноябрь          1704.
Ксанфиппа………...…………...…………...1740-1744.
Анисия (Лашкова)……………..…………...         1746.
В 1779 году во время экономического притеснения монастырей, секуляризации – (перехода церковных земель в собственность государства), проходившей согласно политике императрицы Екатерины II, Монастырь  Сретения Господне. был закрыт. Девятнадцать сестер, не пожелавших уйти в мир, спросили позволения у генерал-губернатора Репинина поселиться при храме Всемилостивейшего Спаса, бывшего Нижнего Спасского монастыря. 9
В 1793 году Сретенская церковь значиться как вновь построенная, двух престольная – во имя Сретения Господня с  приделом   Спаса  нашего Иисуса Христа. 20 В это же время рядом находилась церковь во имя  Церковь Сретения Господня с приделом святого пророка Иоанна Предтечи. 10
Во время войны 1812 года храмы бывшего монастыря сильно пострадали а церковь Казанской Божьей Матери была полностью разрушена, так как после войны 1812 года о сем храме не чего не упоминается.
В декабре 1812 года священно и церковнослужители церкви Сретения Господня подали Преосвященному Феофилакту прошение об увольнении их то платежа тех денег,   которые,   пред  нашествием   неприятеля, уходя  из  Вязьмы, они взяли заимообразно из своей церкви. По сему прошению велено учинить справку, по коей, между прочим оказалось: «до нашествия неприятеля в Сретенской церкви приходских дворов было 17, а в Декабре 1812 году только 2, и то солдатские, прочие разорены и сожжены; церковь каменная не повреждена, но за разломанием престолов и за снятием с них срачиц и одежды, за расхищением святых антиминсов, богослужебных сосудов и церковной ризницы, богослужение открыть в ней нельзя». На основании сей справки духовное правление мнением положило: приходские дворы Сретенской церкви перевести к другим церквям, а самую церковь приписать на всегда к собору. Преосвященный Феофилакть утвердил это мнение духовного правления и приказал, до времени обновления собора, немедленно отрыть соборное богослужение в Сретенской церкви.
В конце 1815 года Троицкий собор окончательно был возобновлен, ис-правлен и немедленно освящен настоятелем Вяземского Святопредтечева монастыря, Архимандритом Иоанном. Тогда же перенесены были из Сретенской в соборную церковь все её принадлежности, уцелевшая ризница, богослужебные сосуды и иконы, и соборное богослужение восстановилась, таким образом, по прежнему в своем месте; а Сретенская церковь осталась в качестве приписной к собору.
20 октября 1819 года согласно желанию граждан, отчислена от собора и сделана по прежнему самостоятельною Сретенская церковь. 19 октября 1821 года Сретенская церковь указом консистории опять причислена к собору, а 17 февраля 1823 года опять отчислена, и сделана самостоятельною. 12
В 1840 году к храму Сретения Господня был пристроен теплый придел Св. Митрофания Воронежского. 14. По всей вероятности тогда же был по-строена и колокольня со шпилем в русского стиля.
В мае 1866 году храм называется Ильинским и его посетил епископ Смоленский Антоний во время поездки по епархии. 9
В 1897 году при церкви была богадельня в двухэтажном здании низ каменное верх деревянный. Прихожан 274 муж. пола и 276 жен. пола. Земли при церкви 606 ½ квадратных сажен. Причта капитал 1265 рублей. Жалованье причт не получал.
Священнослужители в храме были:
Священником Василий Ефремович Пашин, 1820 года  рождения. Окончил  курс  семинарии, священник с  1843 года, награжден камилавкою в 1867 году.20
Исправляющий должность псаломщика Конокотин Алексей умер в 1878 году.21
Псаломщик Павел Иосифович Ушаков, 1870 года рождения, окончил 2-й класс народного училище, в должности с 1892 года.20
19 октября 1905 года в храме Илии Пророка была совершена служба - молебен в честь объявленного 17 октября этого же года высочайшего манифеста о даровании населению политических прав. В городском общественном саду после полудни собралась публика преимущественно из учащейся молодежи.
Рабочие депо ст. Вязьма Московской – Брестской железной дороге, принесли укрепленный на древках украшенный национальными флагами и зеленью портрет Государя Императора Николая II, который поставили возле эстрады, где собралось музыканты. Появились флаги: черный с надписью: «Слава павшим в бою за свободу», белый и красные с надписями: «Да здравствует конституционная Россия!», «Да здравствует социал – демократия!» и др.
Пока часть публики находилась в Ильинской церкви, где служился молебен, молодежь стала укреплять около эстрады принесенные флаги, расправляя их так, чтобы со стороны можно было читать надписи на них. В это время Мендель Баевский подошел к древкам, на которых был укреплен потрет государя, и потрясая древки, закричал: «Долой этого дурака! Не надо нам самодержавнейшего!» В потрет из толпы полетели комья грязи, а молодежь стала бросать клочки порванного портрета вверх, а затем  затоптали их ногами.
Когда в след за этим, по окончании молебна, молящиеся вышли из церкви, толпа, дожидавшаяся в саду, взявши  флаги с надписями, открыла шествие и, пройдя вокруг  сада, направилась по Московской улице, где к ним присоединились офицеры расположенной в городе Вязьме горной батареи: поручик Курдюков и прапорщик Кошкин, которые во главе толпы направились к местной тюрьме и освободили двух политических и всех уголовных. Из освобожденных политические – Шеварцман, Цигельман и четыре подследственных скрылись, а остальные возвратились в тюрьму. 15
В 1921 году к храму принадлежала площадь в кв. саж. 25. количество граждан пользующихся 250, посещаемость храма 100-150 человек.4
15 марта 1922 года новая власть заключила договор с прихожанами на использование ими Ильинского храма, и было сделана опись имущества Ильинской церкви: в Сретенском престоле в алтаре: иконы: деревянных в ризах 2 шт. размер 14х12, 2 шт. раз. 6х5; без ризы 1 шт. раз.2х11/2, 1 шт. 6х5, 1 шт.2х11/2, 1 шт. 8Х7, 1 шт.4х3. Престолов 1 шт. накрытый парчой; 1 шт. жертвенник; дарохранительница 1 шт. металлическая; сосуд /чаша/ 1 шт. серебреная позолоченная; евангель 1 шт. бумажный в металлической оправе; крест напрестольный 1 шт. металлический; крест запрестольный 1 шт. деревянный 11/2х1; семесвечник 1 шт. металлический 21/2х11/2; гробница 2 шт. деревянные 21/2х11/2; плащенитца 1 шт. бархатная 2х1; шкаф книжный 1 шт. деревянный 21/2х11/2.
Иконостас: иконы: 19 шт. деревянных без ризы 2х1/2; 7 шт. без ризы 1х1; 2 шт. в ризах 2х1/2; царские врата 1 шт. в них изображено 4 образа – 4х3.
В храме: иконы: деревянные без ризы 2 шт. 11/2х1; 1 шт. 21/2х11/2; 3 шт. 16х12; хорунгвии 2 шт. металлические 11/2х1; подсвечники 6 шт. металлических 2в.; 6 шт. 11/2; деревянных точеные 1 шт. 11/2; аналоев 4 шт. деревянные 24х11; 2 шт. 24х8; столиков деревянных 1 шт. 20х14; 1 шт. 17х14; голгофа с распятием 1 шт. металлическая 11х10; никокадила висячих 1 шт.; ящик свечной 1 шт. деревянный 24х1; 1 шт. 2х2; стульев венских 3 шт. деревянных; скамейки 2 шт. деревянных; лампады висячие 6 шт. металлические.
Ильинском престоле: в алтаре: престол 1 шт. деревянный покрытый парчой; жертвенник 1 шт. деревянный покрыт парчой; дарохранительница 1 шт. металлическая 18х4; сосуды /чаша/ 1 шт. металлическая по серебреная; ивангель 1 шт. бумага медной оправе; крест напрестольный 1 шт. посеребренный.
Иконы: 2 шт. деревянные без ризы 2х1; 2 шт. 11/2х2; 1 шт. 16х12.
Иконостас: иконы: 3 шт. в ризах 21х10; 2 шт. без ризы 11/2х1; врата царские 1 шт. 21/2х11/2, в них икон 5 шт. 7х6; распятия над вратами 1 шт. 11/2х1.
Митрофания Воронежского престоле: в алтаре: престол 1 шт. покрытый порчей; жертвенник 1 шт.; евангель бумажный в медной оправе 11х7; кресс напрестольный 1 шт. металлический медной оправе; крест за престольный 1 шт. деревянный 21/2; распятие резное 10х10. Иконы: 2 шт. без ризы 21/2х1; 2 шт. 21/2х1; 1 шт. 16х11; 2 шт. 14х10; 3 шт. в ризе 6х5; сосуд для благословения 1 шт. металлический 6х5; чаша для освящения воды 1 шт. медный 7х7. Иконостас: Иконы: 3 шт. деревянные в ризах 21х10; 2 шт. без ризы 11/2х1; врата царские 1 шт. деревянные 21/2х1, в них икон 5 шт. в ризах 7х6; распятия над дверями 1 шт. в ризе 11/2х1.
В храме: иконы: 1 шт. в ризе 20х15; 1 шт. 16х12; в ризе серебреная 1 шт. 32х20; без ризы 1 шт. 20х15; 2 шт. 6х6; 1 шт. 7х6; 2 шт. 2х1; 1 шт. 11/2х1;  1 шт. 2х12; 6  шт. 7х6; 3 шт. 14х12; 4 шт.10х8; 5 шт. 5х5, 1 шт. с металлическим венчикам 1х1. Шкаф для книг 1 деревянный ветхий; паникадила 1 шт. металлический в 24в. исправная; хоругви 2 шт. парчовых 11/2х1; распятие голгофа 1 шт. деревянная 4х2; посвечник стоящий 4 шт. металлических 2; 6 шт. 11/2; висячих 10 шт. разных размеров; лампады висячие 18 шт.; шкаф 1 шт. деревянный 3х2; шкаф 1 шт. 21/2х2; купель 1 шт. медная 7х11; блюда 2 шт. медное 7х11; 1 шт. 6х6.
Священное облачение 16 шт. парчовых поповское; дияковское 4 шт.; покрывал анолоим 12 шт.; платков на престольных 7 шт шерстяных разные; колоколов 7 шт. медных разных.5.
В 1925 году священнослужители в Ильинской церкви были: священник Деимытьев Серафим; церковный сторож – Куликов Георгий Моисеевич; преседатель совета – Лаувегин Михаил Андреевич; члены совета – Балоуев Василий Александрович, Слуцков Константин Алексеевич, Касаткин Валентин Петрович.4.
20 марта 1929 года на заседании президиума Вяземского городского совета, под протоколом №2. был рассмотрен докладную записку в губернский исполком об изъятии четырех городских церквей, с актами технических осмотров и договорами.
Тогда президиум вяземского горсовета постановил расторгнуть заключенные в 1922 году договора с группами верующих на пользование зданиями Ильинской, Никитской, Спасской церквей и Иоанна – Предтечева  мужского монастыря.
3 апреле 1929 года президиум Вяземского городского совета рассмотрел вопрос о создании комиссии по приему в городское имущество Ильинской церкви, виду того, что община верующих якобы отказалась от дальнейшей эксплуатации здания храма. В церковь планировалось разместить клую центрального парка культуры. В комиссию по приему в городское имущество Ильинской церкви вошло пять человек. Председатель комиссии стал тов. Якушев, представляющий административный отдел города. От горсовета и горкомхоза в комиссию вошел Виктор Николаевич Скоробогатова, от уездного финотдела – Юрлова, от уездного профсоюзного бюро – Петр Степанович Смирнов и представители церковного совета.
Работу по приемке здания церкви планировали закончить к 15 апрелю 1929 года.
От 8 мая 1929 года протоколе №6 приведен отчет председателя комиссии тов. Шерстнева о результатах приема ликвидированного имущества и передачи профсоюзным организациям бывшей Ильинской церкви.
Из протокола следует, что в ходе заседания президиума Вяземского городского совета для детального исследования подвального помещения Ильинской церкви была создана специальная комиссия, в состав которой вошло пять человек: от горсовета – т. Михайлов, от городского коммунального хозяйства – т. Скоробогатов, от милиции – т. Шерстнев, от уездного финотдела – Юрлов, от уездного отдела народного образования – по назначению. Возглавлял комиссию тов. Михайлов. Созыв следующей комиссии был возложен на тов. Скоробогатова.
На все работы по исследованию подвального помещения Ильинской церкви был определен срок в две недели.
Следующее заседание комиссии, согласно сохранившемуся протоколу №8, состоялось 22 мая 1929 года. Прежде всего, был заслушан доклад тов. Скоробогатова о подвальных помещениях бывшей Ильинской церкви. Ко-миссия постановила принять информацию к сведению, а саму комиссию распусти.6. Имущество храма разграблено, колокола сданы на металлолом,9. колоколов было 7 медных разного веса, церковная ограда снята и использована для ограждения гражданского кладбища (располагавшегося на советской площади г. Вязьмы).7. В сентябре 1929 года на переоборудование храма выделено 3817 рублей «от реализации 2-го займа индустриализации». 9
В 1936 году в церкви был размещен Краеведческий музей.
В 1937 году за 24 марта в газете «Большевистский путь» напечатано: «….хорошо делается, что разбирается наконец стоящие в городском саду и портящая вид церковь. Но этот разбор идет чрезвычайно медленно. Если он затянется, то из – за пыли в сад нельзя будет выйти. Церковь должна быть разобрана до момента распускания деревьев».11
На развалины Ильинского храма сохранялись еще длительное время после Великой Отечественной войны. В 50-е годы ХХ века на месте Ильинского храма была устроена танцплощадка. 9
Приложение:

План города Вязьмы начало второй половине ХVIII века. 14



Вяземский краевед, член Союза краеведов России Федоров О. Ф.

Литература:
1) Административно территориальное устройство Смоленской области (справочник). М., 1981. - С.38.
2) Виноградов И.П.. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до ХVIII в. (включительно). М., 1890. - С.47-48.
3) Там же. С.47 и 129.
4) Вяземский филиал ГАСО. Д.129. Л.66. и 102.
5) Там же. Ф.№596. Оп.1. Д.252. Л.74-75 об.ст.
6) Музыченко И.Д. Вяземское подземелья. // Тайны и легенды Вяземской земли. Вязьма 2012. С.181-182.
7) Иванов Александр, Музыченков Игорь. Православные святыни старой Вязьмы. Смоленск. 2012. С.41,166.
8) Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма очерки истории. М.1997. С.79.
9) Там же. С.80-81.
10) Карта города Вязьмы 1896 года.
11) Комаров Д.Е. Вяземская земля в годы великой отечественной войны. Смоленск 2004. С.52.
12) Памятная книжка Смоленской губернии на 1861 год. Смоленск 1861. С.58,61,62.
13) Писцовые книги Московского государства. Ч.1. Писцовые книги ХVI века. Изд. Имп. Русского географического общества под ред. Н.В. Калачева. Отд.2. СПБ. 1877. С.750-751.
14) РГАДА. Ф.1356. №137/5459. ч.2.
15) Революционное движение в Смоленской губернии в 1905-197 гг. (Сборник документов). Смоленск 1957. С.104-106.
16) Смоленские епархиальные ведомости. 1872. №8. С.354..
17) Там же. 1873. №22. - С.919-920.
18) Там же. 1874. №3. - С.119.
19) Там же. за 1882г. №21. - С.568-569.
20) Там же. за 1897г. №.24. - С.159-160.
21) Ю.А. Балбышкин, Л.Л. Степченков. Смоленские мемории. Выпуск 1. Смоленск. -  С.105.