автор статьи Гурская Н.Г.

В марте 2013 года скончалась мать Анна, монахиня Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. И хотя прожила она в Вязьме чуть более трех лет,  в городе за это время у нее появилось много знакомых, которые это известие приняли с печалью. Оказалось, что знали ее многие людей в разных уголках нашей страны и для них это тоже была грустная весть.   После м. Анны осталась папка со стихами, на которой написано название: «Пока я плачу, я – живу». На первой странице, как пролог,  такие строки: «Каждый человек, а христианин особенно должен определить как-бы главную свою добродетель, я это назвала формулой жизни. Живя  в монастыре,  я смогла найти эту главную точку, сформулировать формулу своей жизни: «Пока я плачу, я – живу».

Это слезы не о материальной жизни, которые считаются тяжелыми, это слезы о состоянии своей духовности, о своей греховности.  Оплакивая свой грех, омывать его слезами, тем самым очищать свою душу, приближаться к Богу, к источнику жизни, источнику благодати. Эти слезы легкие, которые приносят радость, снимают окаменелость нашего сердца, делают нас способными любить».

На одном из первых листов в папке было написано, что стихи она начали писать с 1957 года. Но то, что было собрано в папке,  в основном относилось к последним 2-3 годам. Почти все стихи духовного содержания.

Сестрам. Анны (Любовь Ивановны Андреевской) Надежда Ивановна рассказала о жизни Любови, с ее слов и написан этот рассказ.  Судьба обычная и необычная. Как у каждого, прошедшего свой жизненный путь человека.. У кого жизнь складывается без трагедий и потерь?!Но немногие люди, пройдя сквозь испытания и потери, сохраняют интерес и возможность интеллектуального и духовного развития, и способность давать любовь и сострадать другим людям.

В семье Ивана Ивановича и Ефросиньи Ивановны Романовых, которая проживала в г. Белово Кемеровской области, родилось семеро детей. Старший сын Георгий (1924 г.р.) и остальные девочки: Елизавета (1926 г.р.), Анна (1928 г.р.), Вера (1930 г.р.), Раиса (1935  г.р.), Надежда (1937 г.р.) и Любовь (1940 г.р.).

В городе построили цементный завод, на котором и работал плавильщиком отец большого семейства. Сюда из Саранской области в поисках работы сначала переехала сестра Ивана Ивановича, а затем за ней переехал в Белово и брат с семьей. Сестра приняла семью брата, они долго жили вместе, что в то время было нередко. Жили трудно и бедно и очень обрадовались, когда семья Романовых получила двухкомнатную квартиру с водопроводом, печкой и погребом во дворе. Ефросинья Ивановна при такой большой семье была домохозяйкой, но была вынуждена подрабатывать стиркой. Держали корову, содержали огород, картошку на такую большую семью  сажали по гектару. Детей с малых лет привлекали к труду, всем работы хватало.

Когда началась война, Георгия, единственного сына забрали на фронт.  Часто вечером мать и бабушка ставили девочек на колени, чтобы помолиться за него. Георгий прошел всю войну, вернулся целым и невредимым. После войны он закончил горный техникум, работал горняком, начальником участка. У старшей сестры Анны был прекрасный оперный голос, но, закончив музыкальное училище, она не поехала, как мечтала учиться дальше в Ленинград, а вернулась в родной город, работала директором музыкальной школы, чтобы поднимать младших сестер.

Все сестры получили высшее образование. Пятеро младших учились в Иркутском институте народного хозяйства,  а Надя и Люба даже в одной группе, получили специальность экономистов, закончив институт в 1963 году. Надежда скоро вышла замуж и переехала в Смоленск,  а Люба по распределению уехала работать в Павлодар, где познакомилась с Андреевским Николаем Александровичем  и вышла за него замуж. Там же, в Павлодаре родился их сын Александр. Вскоре Андреевские переехали в Феодосию на родину Николая. Но семейная жизнь не сложилась, супруги вскоре расстались.

«Ветру подставлю душу,

Выдуй из нее тучу:

Разгони, разорви в клочья

Носить ее нет больше мочи…»

В это тяжёлое для нее время Люба  принимает решение продолжить дальнейшую учебу.  Она поступает в аспирантуру при московском институте Серго Орджоникидзе.  Жить было трудно, но сестры были очень дружны и помогали друг другу: мальчика забрала в Смоленск Надежда, остальные помогали материально.

В 1972 году Любовь после защиты диссертации ее направили на работу во Владимир в Политехнический институт, где она успешно проработала более 20 лет, возглавив кафедру Экономики и организации строительства.

Подрастал сын, закончил Суздальское художественное училище, затем продолжил учебу, стал художником. Вырос в красивого и хорошего человека. Вместе с матерью они пришли в древнейший Успенский владимирский собор как  прихожане, иногда Любовь Ивановна там оставалась дежурить. Александр заинтересовался иконами, стал их писать. В 2002 году сын трагически погиб, был убит, а дело закрыли, такое нередко бывает в наше смутное время.

А через несколько дней после его похорон Любовь Ивановна попала под машину и получила тяжелейшие травмы. Из Смоленска приехала Надежда Ивановна, чтобы ухаживать за сестрой.  Через два месяца Надежда Ивановна перевезла Любовь Смоленск, где ей ампутировали ногу.

Когда Любовь Ивановна окрепла после операции, стала посещать в Смоленске храм Новомученников российских.  Она не раскисала, не плакала,  даже близкие ее никогда этого не видели.  Наверно, тяжелее всего переживать трагедии внутри себя, не позволять своим эмоциям вырваться наружу.

Любовь Ивановна сделала протез и сказала, что никогда ее с палкой не увидят. И хотя протез приносил тяжелые страдания, Любовь Ивановна никогда не жаловалась, а люди, которые об этом не знали,  просто не догадывались о ее положении.

«Ни хлеба прошу,

Ни зрелищ,

Ни верного друга руки,

Смирение дай, Владыко

Мятежному духу в груди».

К Любовь Ивановне притягивалось много хороших людей, которые ей помогали и по мере сил, она тоже помогала им. Она была закрытым человеком, никогда о себе никому не рассказывала, и сама расспросами не занималась, но люди доверяли Любовь Ивановне свои тайны и получали от нее совет, моральную поддержку, физическую и материальную помощь - все, что было в ее силах.

В смоленском храме она встретила бедного Васю,  который пережил семейную трагедию, в результате чего стал бомжом. Любовь Ивановна приняла его как названного сына, много лет опекала и кормила его. На какое-то время она его потеряла и в 2012 году решила разыскать. Нашла в Жуковском интернате только его заросшую могилу. Она привела могилу в порядок, поставила ограду и крест, заплатила деньги санитарке, чтобы ухаживала за могилой. Любовь Ивановна (впоследствии мать Анна) решила перенести останки Василия во Владимир и похоронить рядом с Александром.   Много времени и трудов стоило ей оформить документы, но она все сделала. Затем дело уперлось в большую сумму денег, но и это не остановило мать Анну,  она решила копить свою пенсию.  Но этому событию не суждено было осуществиться, мать Анна не успела этого сделать.

После Смоленского храма Любовь Ивановна пришла в Гедеоновский храм, заложенный в 2000 году на территории смоленской областной психоневрологической больницы. Построен храм по инициативе главного врача клиники, место для строительства выбирал митрополит Кирилл, Он же осуществлял закладку храма. Деревянный храм Святого Феодора Смоленского построили быстро, в 2002 году, служит в нем о. Владимир Шевелин.

Любовь Ивановна ездила на службу в этот храм, хотя добираться туда было тяжело и неудобно.

О. Владимир с Любовью организовали паломнические поездки. Основными прихожанами храма являются пациенты больницы и их посетители.

Затем судьба занесла ее в Вышенский интернат. Там тоже был храм, служил в нем тогда о. Михаил Коденков. Его жена матушка Валентина занимала должность замдиректора интерната. Они просили Любовь служить в храме. Начала она с того, что на коленях мыла пол. Потом обратилась в Смоленские банки с просьбой об оказании благотворительной помощи. И никто ей не отказал.  И там у нее появились друзья. На выделенные банками средства приобрели несколько подсвечников, ковровую дорожку, ковер на пол, аналой. С благословения зам. Начальника отдела «Просвещения» Смоленской епархии о. Михаила Горового Любовь Ивановна вела воскресную школу для престарелых жителей Вышенской школы-интерната. Прихожане храма любили Любовь Ивановну, летом ее приглашали пожить у них на даче.

В эти годы Любовь Ивановна много ездила в паломнические поездки, везде добиралась электричкой. В Троице-Сергиевской лавре ей подарили большую икону Казанской Божьей Матери. В настоящее время Надежда Ивановна передала икону во вновь открываемый храм в Исаково.

Как человек высокообразованный, Любовь Ивановна чувствовала недостаток в богословских знаниях, ив 2005 годапоступиланазаочныйфакультетвправославныйСвято-Тихоновскийгуманитарныйуниверситет, которыйявляетсявысшимучебнымзаведениемРусскойПравославнойЦеркви. Университет основан в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II как Богословский Институт. В том же году ему было присвоено имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. В 2004 году вуз получил аккредитационный статус университета и был переименован в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В 2008 году Любовь Ивановна закончила университет.

В 2006 году по благословению духовника старца схиархимандрита Илии (Алексея Ноздрева)  – духовника Оптиной пустыни и духовника Святейшего Патриарха Кирилла Любовь Ивановна приняла монашеский постриг в Шамординском женском монастыре и получила новое имя–мать Анна.

С 2009 года мать Анна жила в Вяземском монастыре. Жизнь монашеская очень трудна и только немногие люди могут пойти по этому пути. Труд и молитва каждый день, отсечение своей воли,  полное смирение.  День начинался рано утором молитвой, затем послушание, молитва и только поздно вечером личное время.

В монастыре у матери Анны были следующие послушания: Читать «Часы» (псалмы) рано утром и присутствовать на службе утром и вечером; проводить экскурсии с паломниками; руководить детской воскресной школой; отвечать на письма в женскую тюрьму Нижнего Новгорода; чистить подсвечники после службы. Все послушания она выполняла добросовестно.

Тексты экскурсии м. Анны по монастырю показывают глубокое знание исторического материала и представляют настоящую научную работу. Экскурсии она проводила замечательно,  люди, которые их слушали, были очень благодарны м. Анне.

Писем женщинам в заключение было написано м. Анной более двухсот. С некоторыми сложилась постоянная переписка. В письмах она говорила о вере, о смирении, о переосмыслении своих поступков. Монастырь помогал заключенным, часто и м. Анна делала это на часть своей пенсии, высылала деньги, покупала вещи, особенно тем, кто освобождался, и им нечего было одеть.

«Опять ко господу молюсь,

Опять я каюсь.

Прошу, дай Боже,

Что было мне негоже.

Хочу любить всем

Всем сердцем без остатка.

Хочу добро творить

С достатком вне достатка.

Дай мне, боже, этот Дар

Для удовольствия неплоти,

Возгрей во мне сердечный жар

Для ближних и для тети Моти».

Мать Анна часто ездила во Владимир, на могилы сына и матери. Всегда очень плакала, но в последний раз слез не было, как она сказала: отмолила сына.

В Смоленском строительном колледже есть уроки православия. Часто студенты приезжали в монастырь и с м. Анной у них сложились дружеские отношения. М. Анну знали во многих Смоленских и московских храмах и монастырях. После смерти м. Анны Надежда Ивановна, взяв записную книжку сестры, обзванивала ее знакомых, и все с благодарностью и грустью вспоминали ее.

«Край неба,

Кусок хлеба,

По Вязьме реке иду,

Душу полощу.

Загаси вода мои страсти,

Забери все напасти,

очисти душевные скверны,

Залечи душевные раны.

Яви вода мне сушу,

Тропой Христовых заповедей,

Яви чистую душу

От всех злодей.

Чтобы вернуться мне домой

Обновленной:

Незапачканной, окрыленной.

Божией Матери быть достойной,

Быть молитвами ее защищенной,

 

За «Нерушимой стеной».