Вязьма. Провинция. 2003 год. Начало работы в Центральной районной  библиотеке.  Первое знакомство с краеведами, представителями Вяземского клуба "Краевед", созданного в марте 1991  года при Центральной районной библиотеке, дает почву для размышлений. У всех работа, семья, а люди в свое свободное время приходят в библиотеку на заседания, чтобы обменяться мнением о прочитанном, рассказать о собственном материале, который собирается ни один день. Или чего стоят экскурсии. на которые  порой тратится целый день, если приходится ехать  в  другие районы области? Или участие в краеведческих чтениях, конференциях в других городах? И постепенно приходишь к мысли - насколько же надо быть увлеченным историей своего города, своего края, чтобы жертвовать своим личным временем, тратить порой свои собственные материальные средства на поездки, бескорыстно делиться своим материалом с другими!  На это способны, я считаю, только настоящие патриоты, не побоюсь высокого этого слова. И таких людей можно назвать одним словом  - подвижники!  По-моему мнению, подвижничество и краеведение два понятия совместные.

Приходиться задуматься - а что движет людьми, откуда такой интерес к тем местам, к тому городу, где живут? Ответ простой. Это - состояние души. Состояние души людей, которые самозабвенно, преданно  любят этот древний город с его старинными, кривыми, порой неблагоустроенными улочками, плохо заасфальтированными улицами и тротуарами, полуразрушенными купеческими домами. Знания истории города  являются основой этой любви, этой привязанности.

А достопамятности  нашего старинного  города ежедневно предстают перед нами.  Именно  без  них невозможно представить себе город!

Без  исторического центра Вязьмы  - Советской (бывшей -  Торговой) площади - памятника Федерального значения, где были обнаружены деревянные мостовые ХШ  века и,  где произошло в октябре 1812 года знаменитое, вошедшее в историю,  Вяземское сражение; без Богородицкой церкви, которая явилась свидетелем э того события;  без памятников, посвященных доблестной победе русского воинства в  Отечественной войне 1812 года; старинного дома на улице Докучаева, где  останавливался Наполеон, а после занятия города русскими войсками - находился штаб Милорадовича!

Без Соборного холма, где впервые в городе были проведены археологические раскопки и найдены свидетельства возникновения древнего города и Спасской башни, одной из нескольких, являвшихся частью Вяземской крепостной стены,  сохранившейся до нашего времени. Немыслима Вязьма без церкви Одигитрии , входящей в комплекс  Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря, которая была восстановлена в 60-х годах известным архитектором П.Д.Барановским и, которая является уникальным произведением зодчества, одним из лучших   памятников архитектуры 17 века не только на Смоленщине, но и в России.

О том, что здесь, на Вяземской земле, в годы Великой Отечественной войны , произошли события - трагичные, но сыгравшие большую роль в истории, напоминает памятник-монумент герою-командарму М.Г.Ефремову, который стоит на святом,  в прямом смысле слова, месте - ранее здесь  находилась Духовская церковь. О событиях тех лет также напоминают и другие памятники, посвященные мужеству и героизму советских воинов в годы войны. О том, что город занял свое достойное место в истории России, говорит  присвоение ему  Правительством РФ  в апреле 2009 года звания города Воинской Славы и установление Стелы в историческом центре города.

Хорошо зная историю, историю градостроительства города (в частности, о градостроительном плане, утвержденном еще Екатериной и, который не был осуществлен,  и  была оставлена старая планировка улиц), понимаешь, что и в кривых неблагоустроенных улочках есть своя прелесть!  Вдали от шума   больших центральных улиц,  вдали  от  толпы людей, находишь   внутреннее успокоение и умиротворение,  здесь поистине можешь насладиться тишиной и окружающей природой.  А осознание того, что,  Вязьма - единственный город на Смоленщине, где сохранилась средневековая планировка улиц , где сохранился исторический центр древнего  города, приводит к пониманию того, что это - уникальный город!

Поражает в Вязьме  большое количество сохранившихся старинных  домов (их в городе около  150),  большая часть которых является купеческими! Именно они, эти старые купеческие дома, хранят историю вяземских купеческих фамилий!  А построены они были из кирпичей, изготовленных здесь, на Вяземской земле, на небольших кирпичных заводах, которых в городе и округе, было множество.  Конечно же, это говорит о достатке города, о том, что это был поистине богатый купеческий город. Свидетельством тому -  Вяземские таможенные книги ХУП века, не так давно изданные и представленные жителям города. Своеобразная архитектура домов, построенных  в стиле барокко и классицизма,  придает колорит городу,  а их количество напоминает  о том, что город  Вязьма был богатым купеческим, известным своею торговой деятельностью,   еще с ХУШ века и,  входившим в перечень нескольких самых известных в России. Старинные дома - это важные памятники архитектуры прошлого времени. Некоторые  могут возразить, что после  трагичных событий Великой отечественной войны в городе  почти все дома были разрушены!  Разрушены многие, но парадокс - осталось и достаточное количество, хотя и поврежденных, но целых, а сколько осталось фундаментов- которые после войны были восстановлены!  А, почему же тогда, в той же Германии в наше время сохраняется  каждый кирпич, оставшийся со времен войны и вмурованный в стену какого-либо современного дома?  Необходимо, думается, более ответственно  и уважительно относиться к наследию прошлого и задумываться почаще - что же мы оставим нашим потомкам? Эти вопросы и проблемы заботят, в-первую очередь, в нашем городе краеведов.

Познавая историю нашего древнего города,  совсем по-другому воспринимаешь действительность  и  по иному смотришь на окружающие нас памятники истории, красивые, изумительные церкви и храмы, на  эти улицы и старые дома, и думаешь о " связующей нити времен", и чувствуешь сопричастность к истории далекого прошлого.

Постепенно приходит осознание того, что  именно история является "изюминкой" города, которая делает его своеобразным, уникальным  среди  других городов Смоленщины, России  в целом. И   появляется  чувство гордости за его историю! Город Вязьма является хранителем своей древней истории ! Без  знания и понимания  этой истории нельзя понять душу старинного  города, создать его целостный  образ. Среди тысячи российских малых городов Вязьма выделяется своим неповторимым "лицом" и характером.  И этот образ старинного города мы обязаны сохранить. И очень хотелось бы, чтобы люди, занимающиеся градостроительством в городе, поняли это.

Знания по истории города невозможно приобрести без увлечения этой самой историей!  Конечно, большую роль играет то сообщество людей. которое тебя окружает. А если это профессионалы - историки и любители - краеведы - то значит повезло! Будешь знать много интересного, познавательного, а порой и увлекательного, порой то, о чем еще не написано в книгах. Не устаю повторять фразу: "Я - не краевед, я - только учусь!"  Чтобы быть краеведом, не один год  увлеченности историей, собирательства материалов, упорной работы должен пройти!

Краеведение нельзя никому навязывать, нельзя насильно заставить заниматься им, краеведением лишь можно увлечь! Но если человек увлекся этим делом, то это - на всю жизнь! Это своего рода азарт - чем больше знаешь интересных, увлекательных, порой сенсационных фактов из истории города, края - тем  больше знать хочется еще! А это  - в-первую очередь, работа с материалом в архивах, в отделах редких книг библиотек, незаменимый материал собирается при опросе местных жителей - сторожил города, района. Некоторые возразят!   Да мало ли, кто что расскажет, может быть и выдумают люди  многие факты, стоит ли всему верить?  Однозначно - можно и не верить, но записывать, собирать сведения необходимо! А проверять факты, сверять фамилии, уточнять факты, года и т.д. должны историки.  Дело краеведов - собирать материал.  Хочется привести слова выдающегося польского поэта,  философа Станислава Ежи Леца: "Если  из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться ".

Как отмечает основатель современного  Российского историко-культурного краеведения Сигурдт Оттович Шмидт: "В краеведении преобладает интерес к наследию - историко-культурному и природному.  Краеведение в наши дни - знание массово-доступное, оно отражает ощущения интереса и любви к своему краю - его природе, привычным особенностям местной повседневности, историко-культурному наследию. Вкус к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью. И оттого оно сплачивает и родственников разных поколений, соседей, учреждения и общественные объединения." И вполне можно согласиться со словами, что" краеведение" - это "краелюбие".

Что касается истории ""краеведения", то интерес к нему начался  еще с В. Н. Татищева, русского историка, составителя  первого русского энциклопедического словаря "Лексикона Российского" ;  термин  же"краеведение"  был введен школьным педагогом Владимиром Улановым в 1911 году. В 2001 году Российскому краеведению исполнилось 100 лет, этой дате была посвящена конференция Союза краеведов России. Союз краеведов России образовался в 1990 году в г. Челябинске,  под руководством профессора Сигурдта Оттовича Шмидта, который в настоящее время является Почетным Председателем Союза краеведов России, Председателем - доцент, кандидат исторических наук Владимир Фотиевич Козлов.

"Краеведение" - это наука,  изучающая историю города, края, где ты живешь.  Все краеведы занимаются просветительской деятельностью. Существуют разные формы закрепления краеведческих знаний: конференции,  чтения,  презентации книг.   Но  "краеведение" еще и общественная деятельность.  По словам С.О.Шмидта "Воспитание краеведением подразумевает не  только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. .. И возрастающее на наших глазах внимание к "краеведению" и на местах, и в главных городах...отражает осознание усиливающегося значения провинции в общественно-политической и культурной жизни страны." Понимая краеведческую работу как общественно важную, на первом плане руководителя - организационная работа. Для того, чтобы стать организатором, руководителем краеведческого сообщества, будь то клуб, общественная организация, центр, необходимо быть и "дипломатом" человеческих отношений, и психологом. Но надо еще и увлечься краеведением!  Без этих качеств невозможно представить себе руководителя на сегодняшний день.  Нужно любить, уважать людей и то дело, которым занимаешься. В-первую очередь, в центре внимания должны быть люди. Хочется напомнить слова Сигурдта Оттовича Шмидта: "Нужно относиться к людям, а не к тому, чем ты занимаешься".

История города Вязьмы, Вяземской земли  всегда была богата событиями, фактами, биографиями знаменитых  людей. И всегда к ней был интерес. Но, есть исторические факты, есть и легенды.  Много и "белых" пятен в этой истории. Все это и увлекает людей. Может быть, поэтому  встречаешь так много  интересующихся историей и краеведением. И, наверное, не могло быть  никак иначе.  И сама жизнь подсказала, что надо объединяться. Люди хотели общаться, обмениваться материалом, мнениями. Поэтому возникла необходимость в создании клуба. Хочется рассказать немного о его истории. 31 марта 2011 года исполнилось 20 лет Вяземскому клубу "Краевед". За это время неоднократно менялся состав клуба, но в его составе  всегда оставались   "сторожилы" - П.Н.Пропалов, Л.П.Папкова, Н.А.Танькова, Е.В.Свирская, А.Н.Пугачев.  На начало создания количество членов клуба составляло 11 человек, утверждены были Устав, Положение. В Положении было указано, что основным содержанием работы следует рассматривать- вечера, встречи с интересными людьми, обзоры новинок краеведческой литературы, лекции. Эти формы работы  и по сегодняшний день являются основными.  В 2002 году в Положение о клубе были внесены изменения в соответствии с №82 ФЗ "Об общественных организациях" от 19 мая 1995 года.  Членами клуба в 2002 году являлись 25 человек. В 2005 году был создан сектор краеведческой литературы при Вяземской Централизованной библиотечной системе. В функции заведующего  вошло и руководство клубом. На заседании были избраны: Почетный Председатель - Павел Никифорович Пропалов, Председатель - Эвелина Валерьевна Богомолова, научный руководитель - доктор исторических наук Дмитрий Евгеньевич Комаров. Работа клуба с 2005 года заметно активизировалась.  Основными направлениями  работы были избраны: просветительская, научно-исследовательская, издательская и  памятникоохранительная.  С целью просветительской работы были проведены презентации книг, встречи, вечера, дискуссии, экскурсии, поездки ". В рамках научно-исследовательской работы организованы:  конференции, чтения  (9 июня 2006 года - научно-практическая конференция "Вяземское краеведение: достижения и перспективы",  27-28 мая 2008 года - Международная научная конференция "Е.Н.Клетнова - неизвестные страницы жизни и творчества",  10-11 октября 2008 года  научно-практическая конференция "Дворянские усадьбы Вяземского уезда и их вклад в развитие русской культуры",  30 марта 2009 года - I Клетновские чтения, 28-29  апреля 2011 года - II Клетновские чтения,  25 декабря 2009 года - I Аркадьевские чтения,  24-26 декабря 2010 года - II Аркадьевские чтения, 26 декабря 2011 года - III Аркадьевские чтения). В связи с 20-летием клуба 31 марта 2011 года был проведен торжественный юбилейный вечер "Мы города старинного храним и чтим традиции".

Что касается издательской деятельности, то за время существования клуба, при непосредственном участии членов клуба,  издано большое количество книг, особенно с 2005 года: "Вязьма с древнейших времен  до наших дней", "Дворянские усадьбы Вяземского района" (автор-составитель Э.В.Богомолова); "Вяземское краеведение: вчера, сегодня, завтра", "О Вязьме и вязьмичах - с любовью" (автор-составитель Л.П.Аскерко); Л.П. Аскерко "И.П.Виноградов - первый историк города Вязьмы", "Клетнова Е.Н. Избранные труды", "Вяземское образование. ХХI век", "Ими гордится Вязьма. Почетные граждане г.Вязьмы", "П.М.Запорин. С.И.Борисов"; "П.Пропалов и его музей (автор-составитель Л.П.Аскерко, О.Е.Селявина); "История одного рода" (автор-составитель В.А.Антипцева);  Н.Г.Гурская "Прогулки по старой Вязьме", "Вяземская мозаика"; "Е.Н.Клетнова. Неизвестные страницы жизни и деятельности", "Е.Н. Клетнова и современность" (автор-составитель Т.В.Сергина); А.Н.Пугачев " Смоленщина в жизни и творческой биографии А.С.Даргомыжского", "Вяземский край - родина Бориса Годунова"; А.М.Иванов Религиозные святыни города Вязьмы: прошлое, настоящее, будущее";  В.А.Гуц "Вязьма-Брянское сельское поселение"; Н.В.Горлова "И.Д.Якушкин - уроженец Вяземской земли"; Д.Е.Комаров "Великая Отечественная война на Вяземской земле";  С.И.Кривов, Д.Е.Комаров "Вяземским почтовым трактом"; Н.Г.Куликовских, Л.П.Аскерко "Отдавая долги", "Каждый исполняет свой долг";  А.Л.Какуев, И.В.Долгушев  "Долг памяти";  И.Г.Михайлов "Рожденная и погибшая под Вязьмой. Боевой путь 248 стрелковой дивизии первого формирования"; Е.А.Попов "На Вяземской земле"; иеромонах Даниил (Сычев) "Вязьма. Очерки истории"; справочники-путеводители "Вся Вязьма" (ответственный - Н.Д.Корнюшин). Были переизданы книги: И.П.Виноградов "Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до ХVП века (включительно)", автор проекта- священник Олег Переверзев , второе переиздание данной книги - ответственные - А.Д.Ананьев, И.Д. Музыченко и "Писцовые книги князя Волконского"- ответственные - И.Д. Музыченко и А.Д.Ананьев. В 2009 вышел в свет сборник I Аркадьевских чтений "Аркадий Вяземский",  в 2010 году прошла презентация научного труда А.И.Раздорского "Торговля  Вязьмы в ХУП веке"(по материалам таможенных книг города ХУII века).

Важное значение  придается организации работы совместно с другими общественными объединениями, занимающимися краеведческой деятельностью. Клуб  сотрудничает с такими организациями,  как: историко-краеведческий музей, школьные  музеи, музей П.Н.Пропалова, архив, Смоленским  Центром героико-патриотического воспитания молодежи "Долг",  Станцией юных натуралистов, Советом ветеранов, женсоветом, клубом "Вязьмичка" .    Люди, входящие в клуб - разные  по возрасту, образованию, характеру.  За 8 лет работы были разные ситуации. И здесь как руководителю необходимо было проявлять дипломатию в человеческих отношениях, попытаться понять того или иного краеведа, у которого тоже есть человеческие проблемы (личные, житейские). Необходимо быть терпеливым, ни в коем случае  не показывать чувства личной обиды. Не навязывать, а отстаивать свою точку зрения. И всегда, на положительной ноте,  заканчивать заседания, дискуссии.  В течение многих лет цель моей деятельности была  - объединить людей в клубе, в городе, людей, увлеченных историей.   Если люди разобщены, разбиты на группировки, занимаются краеведением  в одиночку - плодотворной, целенаправленной работы не получится, как не старайся.     Аксиомой должны стать слова: " Наш клуб объединяет людей, увлеченных историей своего края, не взирая на возраст, образование, национальность, политическую принадлежность".

Хочется отметить, что заниматься организаторской деятельностью сложно, иногда кажется невозможно добиться каких-то успехов. Заранее невозможно запланировать, какое количество людей придет на то или иное мероприятие, будь то конференция, презентация книги или заседание клуба. Зачастую, когда после сообщения о мероприятии считаешь, что придет большое количество приглашенных, - приходит немного и, наоборот. Нужно постараться понять, что  у всех работа, личная, семейная жизнь, внештатные ситуации. И, если человек не пришел - значит - не смог. Но вполне допустимо, что не пришел по одной простой причине -  не интересна та или иная тема встречи, конференции. И это не значит, что не придет в следующий раз и ему не надо сообщать о следующем мероприятии.

Опыт работы показывает, что наибольший интерес вызывали заседания, дискуссии, которые были посвящены истории города - дате возникновения, архитектурному облику города, вопросам градостроительства, вопросам археологии, сохранения культурного наследия, а также презентации книг, краеведческие конференции, чтения.

Краеведение объединяет людей - будь то экскурсии по городу или выездные экскурсии, проведение местных конференций, поездки краеведов на чтения в другие города. Именно на таких мероприятиях чувствуется солидарность людей, занимающихся  историей, сплоченность, гордость за то, что зовемся "вязьмичи".  Основные формы закрепления краеведческих знаний, конечно же, - конференции, книги.

Просветительская работа способствует продвижению рекламы города. Неоднократно вяземские историки и краеведы выступали в других городах на конференциях, но особое значение имеют выступления на Всероссийских  краеведческих чтениях в Москве.  На II, III, V Всероссийских краеведческих чтениях приняли участие 13 человек, выступили - 9.   Председателем  клуба "Краевед" были представлены доклады: "Вяземское краеведение: история, современное состояние, перспективы развития" и "Деятельность Вяземского клуба "Краевед" по сохранению историко-культурного наследия".  Доклады опубликованы в сборниках чтений.  Итог участия в чтениях -   обмен опытом работы, мнениями по тем или иным вопросам краеведения, краеведческой  литературой, установление дружеских контактов с краеведами других регионов. На чтениях познаешь много нового из истории краеведения, также  знакомишься с известными историками,  краеведами, архивистами, музейными работниками, что в дальнейшем помогает в сборе материала.

Что касается организации и проведения местных конференций, то как  неоднократно отмечал кандидат исторических наук, директор Калужского филиала МГУТУ С.И.Кривов: "Конференции в Вязьме проводятся на  высоком уровне". Исключительно на все конференции были приглашены историки. краеведы из городов Смоленщины, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Ржева и др. Большое значение имеет организация Круглых столов, где происходит общение, подведение итогов работы конференции и составляются планы на будущее. Так. неоднократно, на Клетновских и Аркадьевских чтениях были намечены сроки, определена тема следующих чтений.

Без просветительской работы, знания истории края невозможно и развитие туризма. Знания и деятельность вяземских краеведов способствуют продвижению работы в этом направлении.

Просветительская работа - это образование людей. Образование - краеведением! Как отмечал известный краевед из Сафоново В.М.Пучков: "Увы, мы часто ленивы и нелюбопытны...  Пустота в знаниях прошлого порождает пустоту в душах, когда ничего не жаль,  ни за что не  болит душа". Вот эту пустоту и заполняет краеведение, при условии, что человек будет увлечен им. А душа болит у вяземских краеведов - за состояние улиц, старинных домов в городе, состояние памятников истории, определение границ исторического центра города, сохранения культурного наследия, в целом.  Именно город является хранителем истории и культуры. Профессор  истории Иван Михайлович Гревс, один из основоположников  петербургского краеведения, писал: "Здесь утверждается вечно живое значение истории, выясняется нестареющая ценность ее памятников.  В прошлом заложены корни настоящего, в памятниках старины завещано ее наследие... Гибель памятников - обеднение культуры, закрытие путей к  пониманию ее развития и, стало быть, к живой и полезной работе в настоящем для будущего."  Призывом к людям могут служить его слова: " В городе ценен каждый памятник, но особое значение для его культурного типа  имеет целостность его архитектурного ансамбля.... Не разрушайте городского пейзажа! Таково первое требование охраны памятников городской культуры."

В настоящее время клуб "Краевед" выполняет функции" Общества охраны памятников", о деятельности которого в 80-е годы мы можем судить по публикациям в периодической печати. Памятникоохранительная деятельность в настоящее время является приоритетным направлением клуба, его активной деятельности.   Клуб стал действенной краеведческой организацией. Заслуживает особого внимания тот факт, что на протяжении ряда лет были организованы совместно с администрациями местных властей слушания, дискуссии по поводу сохранения и  охраны памятников, заповедных зон, увековечивания памяти знаменитых людей края. Краеведы вошли в состав многочисленных комиссий, оргкомитетов, рассматривающих данные вопросы.

За успехи в краеведческой работе была и награда - с июля 2008 года Вяземский клуб "Краевед" является региональным отделением Союза краеведов России. На сегодняшний день 40 человек являются членами клуба, из них - 28 имеют удостоверения  Союза краеведов России. За активную работу  вручены они были, как краеведам, которые занимаются изыскательской деятельностью,  так и тем, кто являются организаторами краеведческих мероприятий. Необходимо отметить, что на самом деле, людей, интересующихся историей края, намного больше и на такие мероприятия, как: конференции, чтения презентации, приходит достаточно большое количество людей, кому интересна и небезразлична история города и  Вяземского края. Членские билеты Союза краеведов России для вяземских краеведов  являются стимулом в краеведческой работе, стимулом для проявления активности, самостоятельности, инициативы,  организаторских навыков, отстаивания своей точки зрения , в частности, в деле сохранения памятников истории и культуры и т.д.

Рассуждая о том, кто же на самом деле краеведы, приведу отрывок из книги  Н.Дубова "Колесо Фортуны". "...есть категория патриотов, о которых история молчит, хотя их множество, они рассеяны по всей нашей огромной стране. Они не совершают необычайных деяний, которые поражали бы воображение, но они - истые подвижники, и вся жизнь их по справедливости должна быть названа подвигом. Сами о себе они так  не думают, не требуют и не ждут, чтобы перед ними склонялись, не рассчитывают на награды и благодарность. Они даже редко просят о помощи, и единственное, чего жаждут - чтобы им не мешали. Их окрестили "краеведами"... У них есть только одно - всепоглощающая страсть, неутолимая любовь  к родной стране, ее настоящему и ее прошлому. В отличие от других видов любви, эта никогда не ослабевает, а только усиливается, в ней не разочаровываются и не охладевают. ... Она делает людей неуязвимыми к насмешкам и даже оскорблениям, дает силы и стойкость, которые позволяют все перенести и выдержать... Зародившись как личное увлечение,  отдушина для себя от повседневной "нормальности", страсть краеведа очень скоро превращается в служение людям, потому  что в этом ее единственный смысл.  Все, что собирает, узнает краевед, предназначено другим, и смыслом его жизни становится желание и готовность сообщить, отдать людям то, что сумел собрать и узнать он. Только становясь общим достоянием, собранное превращается в сокровище."

Э.В. Богомолова