ЖЗЛ

У подножия Восточных Карпат на берегах реки Уж  расположился древний Ужгород. С X века он входил в состав Киевской Руси, а в XI веке был захвачен венгерскими феодалами. Среди памятников прошлого выделяется  Ужгородский замок - величественный архитектурный ансамбль. Ужгород стал местом последнего приюта Екатерины Николаевны Клетновой .

{datsopic 2} Вязьма… Маленький городок на востоке Смоленской области. Издавна имел славу защитника Руси и столицы, а знаменитые вяземские пряники известны по всей Европе.  {datsopic 3} Но мало кто знает, что на нашей Вяземской земле рождались, жили и работали настоящие писатели, ученые, публицисты. Один из них – Сергей Федорович Шарапов.
С.Ф. Шарапов – убежденный славянофил, патриот своей Родины, готовый все сделать для ее блага. Он старался послужить славянофильскому лагерю «в качестве практического работника». В родовом имении Сосновка Вяземского уезда Смоленской губернии Шарапов претворял в жизнь сельскохозяйственные идеи А.Н.Энгельгардта, основал мастерскую по изготовлению конных плугов, занимавших первые места на выставках и показательных пахотах. Они были дешевы для своего времени, удобны и просты в изготовлении. Не случайно Смоленское Губерн¬ское Земское собрание в 1880 го¬ду предложило Сергею Федоро¬вичу расширить работы по совер¬шенствованию конных плугов. Вы¬ставляя плуги на различных выстав¬ках, С. Ф. Шарапов приобрел ши¬рокую известность, начиная от простых крестьян и заканчивая импе¬раторами России Александром III и Николаем II, посещавшими эти выставки. В результате его поездки по изучению русских хозяйств в 1893 году появилась книга, которую Сергей Федорович назвал «А.Н. Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки». Один из экземпляров этого издания находится в редком фонде Смоленской областной универсальной библиотеки.

Объективность выводов является целью любого научного исследования, но рассуждать о каких-то вопросах жизни только холодно-объективно невозможно. Например, трудно быть беспристрастным в том, что касается любви или безразличия к родному городу. И если у человека есть чувство малой Родины, то незачем его экзаменовать на соответствие выбранного им звания! Но все же если исходить из того, что местное самосознание не приобретается автоматически вместе с пропиской в паспорте, то избранная тема не покажется искусственно-полемической. А формирование местного самосознания, которое только и превращает город в дом, лицо, жизнь человека – сложнейшая политическая и культурная проблема. Хотелось бы предложить для обсуждения критерии местного самосознания, с помощью которых можно создать образ идеального вязьмича.