ЖЗЛ

автор статьи Гурская Н.Г.

Краткая история рода Ширинских-Шихматовых

Ширинские-Шихматовы - старинный княжеский род, записанный в V часть родословной книги Смоленской губернии и ведущий начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по реке Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII века были ""знаменитейшими и сильнейшими из всех"" и ""составляли в народном собрании первейшую степень"".  Один из беев Ширинских - Кинбар выехал в Россию при великом князе Иоанне Васильевиче III и считается таким образом родоначальником рода Ширинских; потомки правнука его - Шихмата (во священном крещении Василия) Келядемаевича (начало XVI века) стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Сын его Иван Васильевич - известный боевой воевода половины XVI века.


автор статьи Гурская Н.Г.

В деревне Сосновка Вяземского уезда середины XIX века стояло около 40 дворов. Барского дома не было, господа здесь никогда не жили. Рядом с последним домом деревни на расстоянии саженей десяти находился флигель управляющего в две комнаты на случай барского приезда; против флигеля у речки раскинулся садик – два ряда старых берез с вязами, тополями, липовой беседкой между ними. Дальше на речке начинался «гуменник», где расположились рига и хлебный двор, на значительном расстоянии на случай пожара. Левее шли амбары, скотный двор, людская и другие постройки с неизбежными огородами и конопляниками.

Неоспоримо можно утверждать, что величие жизненного подвига состоит в служении  Отчизне и обществу. Жизнь Сигурдта Оттовича Шмидта была полностью и всецело посвящена служению России, людям, науке.   Сигурдта Оттовича, по праву, можно назвать "рыцарем науки", всю свою жизнь он посвятил именно ей.

Доктор исторических наук, академик Российской академии образования, советник Российской Академии наук,  председатель Археографической комиссии Российской академии наук и Союза краеведов России  Сигурдт  Оттович Шмидт - пример человека высокой культуры, интеллигентности, высокой образованности, человека энциклопедических знаний.  И, конечно, имя Сигурдта Оттовича Шмидта навечно вписано  в историю краеведения. Ведь именно он, друг и соратник Дмитрия Сергеевича Лихачева,  продолжил их общее дело по возрождению краеведения, приложил много усилий, доказывая, что эта отрасль знаний имеет право называться наукой.  Д.С.Лихачев утверждал, что  "Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»[1]. Академик считал, что  краеведение принадлежит к комплексным наукам, что оно соединяет в себе все сведения, которые относятся к одной местности:  исторические, географические, природоведческие, литературные и т.д.  С.О.Шмидт также указывает на то, что краеведческое знание - знание комплексное, «знание о взаимодействии людей».   Необходимо обратить внимание на мысль Дмитрия Сергеевича Лихачева о том, что особенность краеведения в том, что у него нет "двух уровней": для специалистов и для широкой публики. Жизненные примеры свидетельствуют о том, что оно настолько популярно, что в сборе краеведческого материала участвуют и ученые, которые являются профессионалами своего дела и люди, просто занимающиеся  краеведением, изучающие  историю  своего края. Можно полностью согласиться со словами академика о том, что краеведение самый "массовый вид науки", что краеведение  учит людей любить свои родные места, приобретать знания, интересоваться историей,  литературой, повышать свой культурный уровень.

Эти взгляды в дальнейшем развил его ученик,  Сигурдт Оттович Шмидт - теоретик и организатор современного краеведения. Освоив основные постулаты Д.С.Лихачева, он развил и дополнил их. Твердая убежденность в том, что "Краеведение воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков, развивает интерес к изучению этого..."[2] придавала его деятельности  целенаправленный характер.  Взгляды двух ученых, подвижников, просветителей  на краеведение, его значение и роль в обществе, во всем совпадали. Это были отношения двух видных ученых,  посвятивших свою деятельность изучению русского средневековья  - единомышленников, ценящих и уважающих друг друга. Не один раз Сигурдт Оттович писал статьи о своем друге, посвящал свои выступления выдающемуся академику,  он  входил в состав редколлегии журнала "Наше наследие", который стал издаваться с 1988 года по инициативе Дмитрия Сергеевича Лихачева.  Также академик, возглавлявший Советский Фонд культуры привлек своего ученика к  деятельности в этой организации. С.О.Шмидт возглавил одну из ведущих программ Фонда "Краеведение".

Дмитрий Сергеевич высоко ценил своего ученика, как ученого, теоретика, но особенно отмечал деятельность его по возрождению российского краеведения. Д.С.Лихачев рассматривал краеведение как науку и как подвижничество, и особенно отмечал здесь роль С.О.Шмидта.  Именно просветительский характер деятельности Сигурдта Оттовича, который прекрасно сочетался с его академическими и научными трудами, его педагогическая деятельность - постоянное общение с молодежью- студентами, аспирантами, руководство " Кружком источниковедения" в Историко-архивном институте РГГУ - все это  вызывало у Д.С.Лихачева чувство глубокого уважения и симпатии к своему коллеге. В одном из своих писем  С.О.Шмидту он  писал о том, что планирует посвятить ему очередное издание "Писем о добром" и дать предисловие о призвании и значении Учителя. Под Учителем он подразумевал Сигурдта Оттовича.

Сигурдта Оттовича называют "педагогом от Бога". Его любили и любят все те, кому довелось присутствовать на его замечательных лекциях, слушать его завораживающие рассказы  по истории.   Поражаешься какими уникальными знаниями владел этот замечательный ученый. Широко известны его труды по истории Российского государства, он - автор более 1500 трудов по истории культуры, историографии,  археографии и архивоведению. С.О.Шмидт является основателем научной школы москвоведения. Он успешно занимался историей России ХVI в., источниковедением, историческим краеведением и памятниковедением, а в последние годы и пушкиноведением. Сигурдт Оттович отмечал, что Пушкин - одно из немногих явлений в отечественной и мировой культуре, осознание значимости которого с годами возрастает. 6 июня 2014 года  исполняется 215 лет Александру Сергеевичу Пушкину, и тем еще большую значимость приобретают его статьи, посвященные великому русскому поэту: "Московское детство Пушкина", " А.С. Пушкин и архивы", Пушкин и пушкинский праздник в Москве 1880 г.", "Пушкин на пороге нового тысячелетия". Долгие годы он работал над сборником "Статьи о Пушкине", но завершить эту книгу не успел. Уникальная работа - комментарий Шмидта к московским адресам Е.Онегина. Зам.директора по научной работе Государственного музея А.С.Пушкина Н.И.Михайлова указывает на то, что "Шмидт включает Пушкина в широкий  исторический и культурный контекст Москвы, жизни Москвы ХIХ века". Пушкинская тема всегда близка Сигурдту Оттовичу: еще в 1999 году написал послесловие к одной из первых книг - репринтному изданию брошюры академика С.Ф.Платонова "Далекое прошлое Пушкинского уголка", вернувшее незаслуженно забытый труд  великого русского историка. И Дмитрий Сергеевич был неравнодушен к пушкинской теме. В статье  "Пушкин" он утверждает, что первым из первых в нашей культуре возвышается великий поэт: "Пушкин теснее любого другого писателя или поэта связан со всей русской культурой..."[3]

Сигурдт Оттович! Именно он, великий педагог, просветитель, блистательный историк  и пропагандист краеведения  смог сплотить людей, увлеченных изучением истории своего края - краеведов, а также краеведческие общества и сообщества страны. Это имя сейчас дорого каждому, кто любит Россию, ее историю и занимается краеведением.  О своем знакомстве с известным ученым, академиком могу сказать, что  сначала оно было заочное. Работая в должности заведующей сектором краеведческой литературы Вяземской Центральной районной библиотеки, мне пришлось заниматься методической работой. Просматривая журналы "Мир библиографии" за 1999 год обратила внимание на статью С.О.Шмидта "Без краеведения нет России!" Ознакомившись с содержанием стало понятно, что ее текст станет программой действий нашего Вяземского клуба "Краевед", Председателем которого была назначена. В данной статье Сигурдт Оттович рассуждает о современных проблемах отечественного краеведения, о взаимосвязи краеведения и исторической науки, о краеведческих изданиях, о задачах краеведов. Он указывает, что "В наше время под краеведением чаще всего понимают и сферу научной и просветительской работы, и общественную деятельность..."[4] Эта статья является и сегодня  стимулом в работе, где каждое слово, каждая мысль являются аксиомой, которую не нужно доказывать.

С 2005 года, именно с момента  создания сектора краеведческой литературы, появилась возможность больше уделять внимания и просветительской, и организационной работе. С этого времени возросла активная  организационная и плодотворная деятельность членов клуба "Краевед", которая была замечена, в частности, после проведения в июне 2006 года научно-практической конференции "Вяземское краеведение: достижения и перспективы, и в ноябре 2007 года поступило приглашение принять участие в конференции Союза краеведов России  и представить работу краеведческой организации. А в июле 2008 года клуб был принят в СКР.

Личные встречи краеведов г. Вязьмы с  Сигурдтом Оттовичем Шмидтом, общение с ним, присутствие на конференциях, где он постоянно  выступал со вступительным словом ,- все это обогатило содержанием деятельность клуба, активизировало работу краеведов. К юбилею клуба  -     20 -летию со дня образования был издан проспект, эпиграфом были взяты слова С.О.Шмидта: "Краеведение воспитывает уважение к истокам нашим и родной земле... воздействие краеведения велико и на разум наш, и на душу". В нем был дан своего рода краткий отчет о деятельности клуба "Краевед". Анализируя краеведческую работу клуба, начиная с 1991 года, можно говорить, что вырос количественный состав участников, обогатились содержанием формы и методы работы. Если в 90-х годах содержанием краеведческой работы являлись такие форма, как: вечера, встречи с интересными людьми, обзоры новинок литературы, лекции, то на сегодняшний день уровень подготовки и проведения мероприятий поднялся на высокую ступень, появились новые формы работы. Это: экскурсионная деятельность, дискуссии, организации Круглых столов, поездки, презентации новых краеведческих изданий, организация и проведение краеведческих научных конференций, краеведческих чтений.

На сегодняшний день Вяземский клуб "Краевед", который был создан на базе Вяземской Центральной районной библиотеки 31 марта 1991 года, является на сегодняшний день первым региональным отделением СКР в Смоленской области.  В настоящее время  СКР, основанный на базе РГГУ, является центром развития краеведения, а его душой, символом краеведческой науки  был и остается Сигурдт Оттович Шмидт. Вяземские краеведы постоянно участвуют в ежегодных Всероссийских краеведческих чтениях. Со времени вступления в СКР неоднократно выступали на конференциях, а также были участниками конференций - презентаций краеведческой литературы. Вяземские краеведы постоянно представляют местную краеведческую литературу в Москве.

Основными направлениями работы Вяземского клуба "Краевед" является: просветительская, научно-исследовательская, издательская и памятникоохранительная деятельность.  Одно из главных работы клуба - просветительская деятельность. Высказывание Сигурдта Оттовича Шмидта о том, что краеведение - "это школа воспитания культурой.  А основа культуры - память: поэтому можно говорить о "воспитании историей", - в центре внимания вяземских краеведов. Здесь уместно вспомнить слова нашего замечательного ученого Шмидта: "Учитель воспитывает ученика, чтоб было у кого учиться". Просветительская работа - это образование людей. образование "историей".  Опыт работы показывает, что наибольший интерес вызывали  заседания, дискуссии, которые были посвящены именно истории города: времени возникновения Вязьмы, архитектурному облику города, вопросам градостроительства, археологии, сохранению культурного наследия, а также презентации книг, краеведческие конференции и чтения. Без просветительской работы, знания истории края невозможно и развитие туризма. Знания и деятельность вяземских краеведов способствуют продвижению работы в этом направлении.

Занимаясь научно-исследовательской деятельностью,  историки и краеведы постоянно публикуют свои работы в местных и региональных периодических изданиях, таких газетах, как: "Вяземский вестник","Мой город- Вязьма", "Авоська" , "Строчка  в точку", "Смоленская газета", а также в журнале "Край Смоленский". Постоянно участвуют в местных, региональных краеведческих чтениях и конференциях. В мае 2008 года прошла Международная научно-практическая конференция "Е.Н. Клетнова - неизвестные страницы жизни и творчества", в октябре 2008 года научно-практическая конференция "Дворянские усадьбы Вяземского уезда и их вклад в развитие русской культуры". По предложению историков и краеведов раз в три года проводятся научные краеведческие Клетновские чтения, в память Екатерины Николаевны Клетновой- первого археолога г. Вязьма, краеведа, этнографа, фотографа, писательницы. Ежегодно, по инициативе, краеведов в память о святом Аркадии Вяземском, покровителе города, в декабре месяце проводятся Аркадьевские чтения.

Что касается организационной работы по проведению  местных конференций и чтений, они проводятся на высоком региональном уровне, как неоднократно отмечал кандидат исторических наук. директор Калужского филиала МГУТУ С.И.Кривов. На все вяземские конференции приглашались историки-краеведы из городов Смоленщины, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Ржева и др. Большое значение имеет организация "Круглых столов", где происходит общение, подведение итогов работы конференции, чтений и составляются планы работы на будущее. Так, неоднократно на Клетновских и Аркадьевских чтениях намечались даты проведения следующих чтений, определялась их тема.

Нужно согласиться с С.О.Шмидтом, что краеведение - это и научная деятельность, и общественная. И, конечно же, прав был ученый, когда замечал, что "нужно относиться к людям, а не к тому, чем ты занимаешься". Эти слова навели на мысли и вылились в статью "Краеведение - состояние души! (Из опыта работы председателя Вяземского клуба "Краевед" (2003-201 гг.)", в которой дается анализ работы клуба, приводятся размышления на тему, почему люди занимаются краеведением, кто же такие - "краеведы", о подвижничестве в краеведении, дается свой взгляд на краеведение, как на увлечение историей, без которого нельзя приобрети исторические знания. Рассуждая об уникальной истории древнего города, изобилующей событиями, фактами приходишь к выводу, что именно зная эту историю, и, пытаясь получить еще больше знаний, люди увлекаются краеведением. Чтобы стать краеведом, должен пройти не один год "воспитания" историей, собирательства материалов, упорной работы! Краеведение нельзя никому навязывать, нельзя насильно заставить заниматься им, краеведением можно лишь увлечь! Но если человек  увлекся этим делом, то это на всю жизнь! Это своего рода азарт: чем больше знаешь интересных, увлекательных, иногда сенсационных, а порой жестоких, фактов из истории города, тем больше знать хочется еще! А это, в-первую очередь, работа с материалом в архивах, в отделах редких книг библиотек. Незаменимый материал собирается при опросе местных жителей  старожилов города, района.

Основатель современного российского краеведения С.О.Шмидт отмечал: "В краеведении преобладает интерес к наследию - историко-культурному и природному. Краеведение в наши дни -  знание массово-доступное, оно отражает ощущения интереса и любви к своему краю - его природе,  привычным особенностям местной повседневности, историко-культурному наследию. Вкус к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью. И оттого оно сплачивает и родственников разных поколений, соседей, учреждения и общественные объединения". И вполне можно согласиться со словами, что "краеведение" - это "краелюбие". [5]

Активизировалась работа и в издательском деле. Еще раз хочется вспомнить слова Сигурдта Оттовича: "Издания о своем крае, о его прошлом и настоящем являются визитной карточкой края, показателем его сегодняшнего уровня культуры. К таким изданиям будут обращаться и в грядущем столетии. Краеведение воплощает связь времен".[6] В настоящее время в городе Вязьме все больше выходит разнообразных краеведческих изданий: научно-исследовательских, научно-популярных, учебных. За последнее десятилетие увеличилось количество краеведческих изданий: от нескольких штук на полке в библиотечном фонде  в 2003 году до нескольких десятков: сейчас их насчитывается около 40. Это и переизданные книги: И.П.Виноградов "Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до ХVII в. (включительно)" (авторы проекта - священник - Олег Переверзев и Н.Д. Корнюшин); "Писцовые книги князя Волконского" (ответственные за выпуск - И.Д. Музыченко, Д.А. Ананьев; " "Вяземское краеведение: достижения и перспективы", "Дворянские усадьбы Вяземского района  (автор-составитель Э.В.Богомолова); "Вяземское краеведение: вчера. сегодня, завтра" (автор-составитель ЛП. Аскерко), Н.Г.Гурская "Прогулки по старой Вязьме", "Вяземская мозаика"; "Тайны и легенды Вяземской земли" (авторы-составители - Л.С.Жукова, И.Д. Музыченко),"Вязьма: 1812- 2012. История народной победы в истории города" (авторы-составители - Л.П.Аскерко, Л.С.Жукова); "Вязьмичи - герои Советского Союза и Герои России" (отв.редактор- Л.Жукова); Л.П. Аскерко "И.П.Виноградов - первый историк города Вязьмы", "Клетнова Е.Н.Избранные труды", "Вяземское образование: ХХI век", "Ими гордится Вязьма" (Почетные граждане г.Вязьмы); "П.М. Запорин, С.И.Борисов", "П. Пропалов и его музей" (авторы-составители Л.П. Аскерко, О.Е.Селявина);   А.М.Иванов "Религиозные святыни города Вязьмы: прошлое, настоящее, будущее";  В.Б. Каплинский " И отблеск злата эполет..."; А.Н.Пугачев " Смоленщина в жизни и творческой биографии А.С.Даргомыжского", "Вяземский край - родина Бориса Годунова"; Д.Е.Комаров " Великая Отечественная война на Вяземской земле"; "Е.Н. Клетнова. Неизвестные страницы жизни и деятельности", "Е.Н. Клетнова и современность","Недаром помнит вся Россия..." ( автор- составитель - к.и.н. Т.В. Сергина); А.И. Раздорский "Торговля Вязьмы в ХVII веке (по материалам таможенных книг города ХVII века) и др.

Важное значение придается организации работы совместно с другими общественными объединениями, занимающимися краеведческой деятельностью. Клуб сотрудничает с вяземским историко-краеведческим музеем, школьными музеями, музеем П.Н. Пропалова, вяземским архивом, Смоленским центром героико-патриотического воспитания молодежи "Долг", Станцией юных натуралистов.

Просветительская деятельность, работа по развитию туризма в городе, районе и памятникоохранительная деятельность клуба взаимосвязаны. Известный краевед из Сафоново В.М. Пучков отмечал: "Увы, мы часто ленивы и нелюбопытны... Пустота в знаниях прошлого порождает пустоту в душах, когда ничего не жаль, ни за что не болит душа". Вот эту пустоту и заполняет краеведение. Душа у вяземских краеведов болит за состояние улиц, особенно в исторической части города, старинных домов, которых насчитывается более 150 (все они входят в реестр памятников архитектуры ХVIII-ХIХ веков - объектов культурного назначения), за то, что в течение нескольких лет местные чиновники никак не могут утвердить Проект охранных зон культурного слоя города, являющегося археологическим  памятником Федерального значения, за сохранение культурного наследия, в целом. А ведь город является хранителем истории и культуры. Профессор истории Иван Михайлович Гревс писал: " В городе ценен каждый памятник, но особое значение для его культурного типа имеет целостность его архитектурного ансамбля... Не разрушайте городского пейзажа! Таково первое требование охраны памятников городской культуры"[7]. Клуб "Краевед" на протяжении последних лет, до 2011 года, выполнял функции Общества охраны памятников. Д.С.Лихачев, говоря о краеведении, указывает  на взаимосвязь событий с памятниками, являющимися сегодня объектами культурного наследия: "Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью, людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. С этой точки зрения моральная отдача краеведения как  науки исключительно велика".[8] Памятникоохранительная деятельность, на значимость которой неоднократно указывал С.О.Шмидт,  всегда являлась приоритетным направлением работы клуба. Заслуживает особого внимания тот факт, что на протяжении ряда лет, благодаря активной деятельности краеведов, были организованы совместно с администрациями местных властей слушания, дискуссии по поводу сохранения и охраны памятников, создания заповедных зон, увековечивания памяти знаменитых людей края, краеведы вошли в состав многочисленных комиссий, оргкомитетов, рассматривающих данные вопросы. Таким образом, клуб стал действенной краеведческой организацией.  За свою исследовательскую, изыскательскую работу многие краеведы получили удостоверения СКР, которые явились  стимулом в их работе для проявления активности, самостоятельности, инициативы, организаторских навыков, отстаивания своей точки рения, в частности, в деле сохранения памятников истории и культуры. С.О. Шмидт отмечал, что "интенсивно ведутся работы по изучению памятников архитектуры - выходят в свет издания разного типа ... и широкой проблематики... об отдельных памятниках (особенно о храмах)..."[9].  Издательская деятельность вяземских краеведов: книги Н.Г.Гурской, И.Д. Музыченко, Л.С.Жуковой  подтверждают эти слова.

С  краеведческой тематикой тесно связана работа по изучению культуры российской провинции: возобновилось изучение "культурных гнезд", усадебной культуры, истории местной интеллигенции, церковной истории.

Рассуждая о том, кем же, на самом деле,  являются краеведы, хочется привести цитату из книги Н.Дубова "Колесо Фортуны": "...они - истые подвижники, и вся жизнь их по справедливости должна быть названа подвигом. Сами о себе они так не думают, не требуют и не ждут, чтоб пред ними склонялись, не рассчитывают на награды и благодарность...Их окрестили "краеведами".  У них есть только одно - всепоглощающая страсть, неутолимая любовь к родной стране, ее настоящему и ее прошлому....страсть краеведа очень скоро превращается в служение людям потому, что в этом ее единственный смысл. Все, что собирает, узнает краевед, предназначено другим, и смыслом его жизни становится желание и готовность сообщить, отдать людям то, что сумел собрать и узнать он. Только становясь общим достоянием, собранное превращается в сокровище"[10]. Эти слова по праву можно отнести к замечательному, уникальному ученому, педагогу С.О.Шмидту.

Богомолова Эвелина Валерьевна


[1] Лихачев Д.С. Любить родной край. Краеведческий альманах: Отечество. Вып.1,1990,С.7.

[2] Шмидт С.О. Без краеведения нет России! // Мир библиографии.1999.№ 1.С.3.

[3] Лихачев Д.С. Раздумья о России. Санкт-Петербург.1999.С383.

[4] Шмидт С.О. Без краеведения нет России! // Мир библиографии. 1999.№ 1.С.2.

[5] Шмидт С.О. Без краеведения нет России! // Мир библиографии.1999. № 1.С.3.

[6] Он же. С.1

[7] Гревс И.М. и петербургское краеведение: сборник к 150-летию со дня рождения. СПб :Европейский Дом. 2010. С.77.

[8] Лихачев Д.С. Любить родной край. //Краеведческий альманах: Отечество. Вып.1.1990.С.7.

[9] Шмидт С.О. Без краеведения нет России!// Мир библиографии. 1999. № 1. С.8.

[10] Дубов Н.И. Колесо Фортуны. М.1982.С.76.

А.Н. ПУГАЧЕВ

 

ВЯЗЕМСКИй КРАЙ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ

А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО

                          (Смоленщина - родина русской музыкальной школы)

            Исторический очерк

                                                                                              Посвящается памяти моего отца –

Пугачева Николая Михайловича,

крещенного в храме Покрова села Дуброво

Темкинского района Смоленской области

 

«Нет в мире народа лучше русского,

и ежели существуют в Европе

элементы поэзии, то это в России».

А.С. Даргомыжский

 

Вяземская родословная великого композитора

 

 

Богата талантами земля Вяземская. Но совершенно особое место среди наших знаменитых земляков занимает имя выдающегося русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Он родился 14 февраля (по новому стилю) 1813 года в одном из имений Белевского уезда Тульской губернии. Современные тульские историки таким имением считают белевское село Арсеньево.

 

На вяземской земле   много памятных мест, связанных с героическими событиями или знаменитыми людьми. Одно из них -  имение Рыхлою, где, как предполагалось ранее, похоронена внучка великого русского поэта А.С.Пушкина Вера Александровна Мезенцова. В последнее время историки-краеведы на страницах местной печати не раз поднимали вопрос о том, чтобы точно установить, где находятся останки   В. А. Мезенцевой. Летом 1999г. отделом культуры и искусства была организована экспедиция, один из её участников  А. К. Жаворонков, историк и краевед, по­казал, где находилось Ершино -  имение Мезенцовых и Рыхлово, в котором сохранились останки фундамента церкви и Фамиль­ного склепа Мезенцовых, где, по рассказам очевидцев,  была похоронена внучка А.С.Пушкина. Члены экспедиции встретились с Марией Ивановной Захаренковой, 84-летней жительницей с.Усадище, которая раньше жила в Подрезове близ Рыхлово. Она рассказала о том, что склеп Мезенцовых был разграблен еще после революции. После войны сыновья М. И. Захаренковой похоронили вблизи склепа найденные кости, а сама Мария Ива­новна нашла металлическую пластину с гроба П.И.Мезенцова, отца Сергея Петровича. Это одно из материальных свидетельств того, что место у рыхловской церкви действительно усыпальница Мезенцовых.